Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 г. по делу N 33а-1456/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Великановой А.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 5 июля 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Цыбряева ФИО7 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с 1993 по 2009 год Цыбряев проходил военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ и по месту службы в закрытом военном городке "адрес" на состав семьи 3 человека был обеспечен жилым помещением общей площадью 31,34 кв. метра. Решением жилищной комиссии войсковой части N от 26 октября 2007 г. административный истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в категории служебное жильё.
Приказом командира войсковой части N от 20 ноября 2009 г. N с указной даты административный истец исключён из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями - далее ОШМ).
В ноябре 2011 г. Цыбряев поступил на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России, и с указанного времени проходит её в войсковой части N в "адрес".
В феврале 2016 г. административный истец обратился в отделение с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, однако решением начальника отделения от 10 марта 2016 г. N в удовлетворении просьбы ему отказано ввиду того, что он не проходит военную службу в Вооружённых Силах РФ, и, кроме того, удерживает ранее предоставленное жилое помещение.
Посчитав свои права нарушенными, Цыбряев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным и обязать руководителя отделения включить его в список нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Цыбряеву отказал.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что суд неверно истолковал норму пункта 4 статьи 15 Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон). Данный нормативный правовой акт, устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 9-П, государство взяло на себя публично-правовые обязательства в отношении граждан, уволенных с военной службы и выполнивших условия контракта.
Отмечает, что в Законе не указан срок, в течение которого он должен был воспользоваться правом на жилище и по истечение которого он лишается его. Однако суд это не учёл, применив лишь общие принципы предоставления военнослужащим служебного жилья.
Ссылается на пункт 14 статьи 15 Закона, указывает, что постановка на жилищный учёт является основанием для предоставления жилого помещения в соответствии с пунктом 4 этой же нормы Закона. Обращает внимание на отсутствие правовых норм, запрещающих ему встать на жилищный учёт и получить жильё после увольнения с военной службы. От данного права при увольнении он не отказывался. Последующая регистрация его по новому месту жительства в квартире по найму в "адрес" не свидетельствует о том, что он обеспечен жильём. Не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обеспечение его служебным жилым помещением.
Полагает, что суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что после завершения военной службы он уехал на постоянное место жительство в другой регион страны, поступив на службу в войсковую часть N МВД России в г. Новоуральске, и, вопреки положению подпункта "и" пункта 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, ошибочно посчитал, что это обстоятельство является одним из оснований для отказа в предоставлении ему жилья. После увольнения с военной службы в 2009 году он выехал в избранное место жительство - р.п. Каргополье Курганской области, в котором был зарегистрирован с 1 декабря 2009 г. На момент увольнения он состоял в очереди на улучшение жилищных условий и обращался с рапортом об обеспечении его жилым помещением в г. Кургане, который потерян квартирно-эксплуатационной частью войсковой части N. Полагает, что названный орган незаконно снял его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому начальник отделения, как правопреемник, должен восстановить его на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции от 24 июля 2009 г., действовавшей на моменту увольнения Цыбряева с военной службы) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, в том числе в закрытых военных городках. Указанным военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или в связи с ОШМ при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ.
Согласно пункту 14 статьи 15 Закона (в той же редакции) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с ОШМ и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок признания военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, нуждающимися в жилом помещении при увольнении с военной службы, в том числе в связи с ОШМ, на момент увольнения Цыбряева с военной службы был определён постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в части, не противоречащей действующему жилищному законодательству) и приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации".
В силу пунктов 6, 7, 13 Порядка, утверждённого постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, и пунктов 27, 28 Порядка, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства военнослужащему необходимо было обратиться к командиру и в жилищную комиссию воинской части с рапортом с приложением соответствующих документов. Военнослужащий включался в списки очередников на получение жилых помещений на основании решения жилищной комиссии, оформляемой протоколом и утверждаемой командиром воинской части.
Согласно материалам дела, Цыбряев, поступивший на военную службу по контракту в Вооружённые Силы РФ в 1993 году, в период прохождения таковой в войсковой части N по месту службы был обеспечен жилым помещением в "адрес"), включённом в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р.
При этом, как следует из копий решения жилищной комиссии войсковой части N от 26 октября 2007 г. и персональной карточки учёта военнослужащего, нуждающегося в жилье, с указанной даты Цыбряев был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь в категорию служебное жильё, поскольку в жилом помещении общей площадью 31,34 кв. метра административный истец проживал с составом семьи 3 человека.
В ноябре 2009 г. административный истец был исключён из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в октябре того же года по ОШМ.
Каких-либо сведений о том, что при увольнении с военной службы Цыбряев в установленном порядке обращался в жилищную комиссию с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства, и был признан таковым, материалы дела не содержат.
Утверждение Цыбряева о том, что рапорт об обеспечении его жилым помещением в избранном месте жительства был утерян войсковой частью N, является голословным и материалами дела не подтверждается. При этом данное обстоятельство в качестве довода приведено им лишь в дополнении к апелляционной жалобе. Ни в административном исковом заявлении, ни в ходе разбирательства дела в гарнизонном военном суде указанный довод в обоснование своих требований Цыбряев не приводил, поэтому судом первой инстанции ему не дана правовая оценка.
Кроме того, исходя из положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции, действующей на момент обращения Цыбряева в отделение), военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях тем федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вместе с тем судом установлено, что с 2011 года Цыбряев проходит военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России, поэтому рассмотрение вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении в компетенцию отделения не входит, поскольку в силу приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах РФ" отделение является специализированным органом Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и осуществляет функции по признанию нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих Вооружённых Силах РФ.
Военнослужащие внутренних войск МВД России подлежат принятию на жилищный учёт в порядке, установленном Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. N 75.
В этой связи, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что права Цыбряева действиями начальника отделения, связанными с отказом в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, не нарушены, а решение жилищного органа от 10 марта 2016 г. N является законным.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции по существу является правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьёй 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 5 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Цыбряева ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.