Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О.,
при секретаре Степановой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Аксеновой Н.С. к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", отделу социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики о признании недействительным решения отдела социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Аксеновой Н.С. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 08 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Аксеновой Н.С. отказано.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца Аксеновой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия
установила:
Аксенова Н.С. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", отделу социальной защиты населения г. Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики с учетом уточнения в порядке статьи 39 ГПК РФ о признании недействительным решения отдела социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района от 13 мая 2015 года об отказе в предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за зимний отопительный период с 01 ноября 2014 г. по 30 апреля 2015г., устранении нарушенного права на получение субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг за указанный период и взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб.
Исковые требования мотивировала тем, что она является собственником квартиры ... По указанному адресу она проживает одна, оплачивает расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. За шесть месяцев отопительного сезона в 2014-2015 годах размер её пенсии составил ... руб. ... коп., а расходы на оплату жилья и коммунальных услуг за этот же период составили ... руб. ... коп., что в процентном выражении составило 29,27% от её совокупного дохода. С 01 декабря 2014 года на неё возложена обязанность по оплате капитального ремонта. 12 мая 2015 года истец с пакетом надлежащих документов обратилась в отдел социальной защиты населения в г.Алатырь Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг за указанный выше период, однако решением от 13 мая 2015 года в предоставлении субсидии ей было отказано. Считает, что ей ежемесячно полагалась субсидия по оплате ЖКУ за зимний отопительный период в размере ... руб. ... коп., в предоставлении которой ей было отказано, что противоречит постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 458 от 24 декабря 2014 года. Полагает, что при подсчете размера субсидии на зимний период следовало учесть республиканский стандарт стоимости, установленный Кабинетом Министров Чувашской Республики на период с 1 января 2015 г. по 30 апреля 2015 г. (зимний период), а не на период с 1 мая 2015 г. по 30 июня 2015 г. Указанные незаконные действия (бездействие) причинили истцу нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В судебном заседании истец Аксенова Н.С. исковые требования с учетом уточнения поддержала по изложенным в иске основаниям. Полагает, что причиной отказа явилась подмена размеров республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как Приложение размера республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (1450 руб. 21 коп. из Приложения N 16 Постановления Кабинета Министров ЧР от 30 июня 2006 года N 158), утвержденного Постановлением Кабинета министров ЧР от 24 декабря 2014 года N 458 для расчета размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на летний период с 01 мая 2015 года по 30 июня 2015 года к начислению размера субсидии на оплату расходов на коммунальные платежи в зимний период с 01 ноября 2014 года по 30 апреля 2015 года нелогично.
Ответчики Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", отдел социальной защиты населения г. Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики явку своего представителя в суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На предыдущем судебном заседании представитель ответчиков Шмитова Н.А. в удовлетворении иска просила отказать. При этом указывали, что по заявлению Аксеновой Н.С. от 12 мая 2015г. ей отказано в предоставлении субсидии, поскольку с мая 2015г. по сентябрь 2015г. истцу не полагалась субсидия. В отношении прошедших месяцев субсидия не возмещается, т.к. субсидия назначается на будущие месяцы. В соответствии с законодательством заявление о предоставлении субсидии подается в любой месяц, предшествующий началу отопительного сезона, т.е. по заявлению от 12 мая 2015г. истцу не могла быть начислена субсидия за предшествующие месяцы, указанные в уточненном исковом заявлении. Решение от 13 мая 2015г. было принято в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 458 от 24 декабря 2014 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 года N 158".
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 08 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований Аксеновой Н.С. к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки", отделу социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района Чувашской Республики о признании недействительным решения отдела социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района от 13 мая 2015 года, возложении на отдел социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района обязанности устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов и компенсации морального вреда, отказано.
Указанное решение обжаловано Аксеновой Н.С. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Аксеновой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы на решение суда, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Аксенова Н.С. зарегистрирована и проживает в квартире "адрес", принадлежащей ей на праве собственности.
12 мая 2015 года Аксенова Н.С. обратилась в отдел социальной защиты населения "адрес" и Алатырского района Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" с заявлением о назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 61). В самом заявлении не указывается - за какой период Аксенова Н.С. просит назначить субсидию по оплате ЖКУ. При этом ею представлены сведения о платежах по оплате ЖКУ за последние 6 месяцев перед подачей заявления о предоставлении субсидии.
Решением от 13 мая 2015 года в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Аксеновой Н.С. отказано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 458 от 24 декабря 2014 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 года N 158". При этом в обоснование отказа в предоставлении субсидии указывается, что субсидия на оплату ЖКУ назначается на 6 месяцев вперед с момента обращения, а оплату коммунальных услуг берется за период перед обращением (достаточного за один месяц). С момента обращения за период с 1 мая по 30 июня 2015г. размер регионального стандарта для одиноко проживающего гражданина в многоквартирных домах г. Алатырь составлял 1450,21 руб. Приводится следующая формула расчета субсидии: стандарт минус среднедушевой доход семьи, умноженный на 22%. Для Аксеновой Н.С.: 1450,21- ... х 0,22% = - ... При расчете субсидии Аксеновой Н.С. размер предполагаемой субсидии выразился со знаком минус.
Разрешая спор и отказывая Аксеновой Н.С. в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности допущенные нарушения прав и интересов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что впервые с заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ Аксенова Н.С. обратилась 12 мая 2015г.; поскольку субсидия назначается на 6 месяцев вперед с момента обращения, по такому заявлению гражданина могла быть назначена субсидия на период, начиная с 1 мая 2015г., однако исходя из среднедушевого дохода Аксеновой Н.С. и размера регионального стандарта в указный период Аксеновой Н.С. субсидия на оплату ЖКУ не полагается с применением формулы, утвержденной пунктом 23 главы 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761. Что касается доводов истца о назначении ей субсидии на оплату ЖКУ по заявлению от 12 мая 2015г. за прошлое время за период с 1 ноября 2014г. по 30 апреля 2015г. (как указывает истица в уточненном исковом заявлении от 11.05.2016г. - л.д. 140), действующее законодательство не предусматривает назначение субсидии за прошедший период, субсидия назначается и выплачивается на будущее время.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к данным правоотношениям.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Пункт 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1статьи 155 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации регламентирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.
Согласно п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных документов, в частности: документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. "б").
В силу пункта 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21 Правил).
В силу пункта 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N761 при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца, субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Указанные сроки предоставления субсидии действуют также в случае представления документов, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, для осуществления перерасчета размера субсидии.
Граждане, имеющие право на субсидию только в месяцы отопительного периода, могут подавать заявление о предоставлении субсидии в любой месяц, предшествующий началу отопительного периода. При этом днем начала предоставления субсидии считается день, определенный в соответствии с абзацем первым пункта 44 настоящих Правил, а выплата субсидии производится только в месяцы отопительного периода в пределах установленного абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил срока предоставления субсидии (пункт 44(1) Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014г. N734)
Уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (пункт 45).
При изложенных обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что действующим законодательством не предусмотрены основания для перерасчета и доплаты гражданину средств субсидии за прошедший период, субсидия назначается и выплачивается на будущее время.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 года N 158 "О республиканских стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи" стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг установлены для каждого муниципального образования и дифференцированы для семей, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, а также в зависимости от количества членов семьи. При расчете размера субсидии используются абсолютные числа, установленные постановлением. Размеры республиканских стандартов с учетом роста тарифов периодически меняются и утверждаются Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
Размеры республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий устанавливаются по городским округам, городским и сельским поселениям Чувашской Республики с учетом роста тарифов, в рублях, приходящихся на одиноко проживающего гражданина или на одного члена семьи для семей с различной численностью и одиноко проживающих граждан.
Таким образом, статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв, Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N76 (в том числе в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014г. N734) предусматривают назначение субсидии на оплату ЖКУ по заявлениям граждан с 1-го числа месяца, в котором подано заявление, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца на шесть месяцев. Указанные нормативные акты не предусматривают назначение субсидии по заявления граждан за прошлые периоды (прошлые месяцы).
Поскольку впервые с заявлением о предоставлении субсидии на оплату ЖКУ Аксенова Н.С. обратилась 12 мая 2015г.; исходя из среднедушевого дохода Аксеновой Н.С. и размера регионального стандарта за период с 1 мая по 30 сентября 2015г. Аксеновой Н.С. субсидия на оплату ЖКУ не полагается с применением формулы, утвержденной пунктом 23 главы 4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. N 761. Фактически обстоятельство того, что ей не полагается субсидия на оплату ЖКУ в летний период (не отопительный период), сторона истца в рамках настоящего дела не оспаривала.
Что касается доводов истца о назначении ей субсидии на оплату ЖКУ по заявлению от 12 мая 2015г. за прошлый период до подачи заявления, т.е. за период с 1 ноября 2014г. по 30 апреля 2015г. (как указывает истица в уточненном исковом заявлении от 11.05.2016г. - л.д. 140), действующее законодательство не предусматривает назначение субсидии за прошедший период со дня обращения, субсидия назначается и выплачивается на будущее время.
При этом истца назначалась субсидия за октябрь 2015г., ноябрь - декабрь 2015г. и последующие месяцы отопительного периода по заявлению Аксеновой Н.С.
Соответственно доводы апелляционной жалобы Аксеновой Н.С. не влекут отмены обжалуемого решения суда, так как основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Аксеновой Н.С. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 08 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.