Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.
судей: Тарасовой А.А., Моргунова Ю.В.
при секретаре: Носаль М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Вернигора М.Г. к Муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству социальной поддержки населения Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании права на получение меры социальной поддержки, взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома поврежденного в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением,
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 29 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения Вернигора М.Г., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края -Стасюк Д.А., представителя Правительства Хабаровского края- Маслакова А.И., представителя Министерства финансов Хабаровского края -Ткаченко О.А., представителя Министерства строительства Хабаровского края- Тарасевич А.А., судебная коллегия
установила:
Истец Вернигора М.Г. обратилась в суд с иском к МО ГО "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании права на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, в обоснование требований указала, что в 2008 году на основании договора купли-продажи она приобрела у Шумковой Т.А. дом "адрес". Шумковой Т.А. были переданы истцу домостроение и земельный участок, однако, переход права собственности в установленном законом порядке зарегистрирован не был. После приобретения дома, ввиду его ветхости и последующего пожара, он был снесен и на его месте в 2010 году, без разрешительной документации, был построен новый дом, право собственности на который истец оформить не успела. В указанном доме проживают истец и члены ее семьи. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года, указанный дом попал в зону затопления и был затоплен на высоту одного метра, вследствие чего было утрачено имущество, находившееся в доме, также был поврежден фундамент, полы, стены, перегородки. Для восстановления эксплуатационных характеристик здания необходим его ремонт. Решениями Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28.11.2013 г. и 15.10.2013 г. был установлен факт постоянного проживания истца Вернигора М.Г. и членов ее семьи на момент наводнения в доме "адрес" и им всем была выплачена единовременная помощь, а также компенсация за утраченное имущество. В ноябре 2013 г. Вернигора М.Г. обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о проведении оценки соответствия спорного жилого дома требованиям действующего законодательства, и признания его пригодным (непригодным) для проживания. Истцу было отказано в проведении оценки ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на дом. Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 11.12.2014 г. за истцом Вернигора М.Г. было признано право собственности на жилой дом "адрес", общей площадью 105,2 кв.м. После получения правоустанавливающих документов на дом, истец вновь обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о проведении оценки соответствия спорного жилого дома требованиям действующего законодательства, и признания его пригодным (непригодным) для проживания. Однако, истцу вновь было отказано на основании того, что введенный режим чрезвычайной ситуации был отменен 15.01.2015 г. Истец полагает, что на основании Порядка предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., которым определено, что размер платы определяется из общей поврежденной площади жилого помещения и стоимости одного квадратного метра поврежденной жилой площади 5 000 рублей, ей полагается доплата на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес" в размере 312 500 рублей, поскольку поврежденная площадь составляет 62,5 кв.м.
Просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде выплат денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, предусмотренных Приложением N 17 государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. N 205-пр (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Хабаровского края от 11.06.2014 г. N 182-пр).
В феврале 2016 г. истец Вернигора М.Г. обратилась с заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о включении ее в список для согласования и выплате денежных средств на проведение капитального ремонта спорного жилого дома, но ей было отказано, поскольку межведомственной комиссией не выдавалось заключение о соответствии жилого помещения и признании его пригодным (непригодным) для проживания.
В ходе судебного разбирательства, истец Вернигора М.Г. уточнила исковые требования и просила суд признать за ней право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств в размере 312 500 рублей на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края. Возложить обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" включить ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на получение денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года в размере 312 500 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Правительство Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре".
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 29 марта 2016 года исковые требования Вернигора М.Г. удовлетворены.
Суд постановил:
Признать право Вернигора М.Г. на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств в размере 312 500 рублей на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г.
Возложить обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" включить Вернигора М.Г. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на получение денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года в размере 312 500 рублей.
В удовлетворении исковых требований Вернигора М.Г. к Муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о признании права на получение меры социальной поддержки, взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома поврежденного в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением - отказать.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что истец не обладает правом на предоставление меры социальной поддержки от государства, поскольку на момент чрезвычайной ситуации она не являлась собственником поврежденного жилого дома. Право собственности Вернигора М.Г. на спорный жилой дом было признано решением суда спустя более года после введения режима чрезвычайной ситуации. Истец Вернигора М.Г. с письменным заявлением о предоставлении меры поддержки в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" не обращалась, вследствие чего не был проведен ряд административных процедур, предусмотренных Порядком и необходимых для включения истца в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации. Кроме того, у истца отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании спорного жилого дома поврежденным в результате чрезвычайной ситуации и требующим проведение капитального ремонта. Данное обстоятельство является основанием для отказа во включении истца в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации. Судом принято в качестве доказательства заключение ООО "Инспект+", однако, данным заключением определено, что жилое помещение истца пригодно для дальнейшего проживания при условии проведения ремонтных работ, но отсутствует указание на тот факт, что жилое помещение было повреждено именно в результате наводнения, а не в результате естественного износа. Указывает, что мера социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта предоставляется за счет федерального бюджета, главным распорядителем которой в рассматриваемом споре является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, однако, указанный орган исполнительной власти не был привлечен судом к участию в деле.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Вернигора М.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель Правительства Хабаровского края просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Хабаровского края просит решение суда отменить, отказать Вернигора М.Г. в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела за Вернигора М.Г. 26 июня 2015 года зарегистрировано право собственности на дом "адрес" площадью 105,2 кв.м.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" от 26.02.2016г. истцу Вернигора М.Г. сообщено об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, в связи с тем, что комиссией не выдавалось заключение о соответствии жилого помещения и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствуясь Указом Президента РФ N 693 от 31.08.2013 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Государственной целевой программой Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр, Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр", Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 N 383-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр", пунктами 1.2,1.3,1.5 указанного Порядка (приложение N17) исходил из того, что согласно выводам и рекомендациям сделанным специалистами ООО "Инспект+", здание жилого дома "адрес" пригодно для дальнейшей эксплуатации по своему назначению при условии проведения ремонтных работ для поддержания существующих несущих конструкций, Вернигора М.Г. имеет право на доплату денежных средств на проведение капитального ремонта принадлежащего ей на праве собственности жилого дома поврежденного в результате наводнения в августе- сентябре 2013 года в размере 312 500 рублей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства РФ от 09 августа 2013 года N569-рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12-00 часов 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр (пункт введен постановлением от 21.10.2013 года N 347-пр) предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в том числе в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Приложением N 17 к указанной Государственной программе предусмотрен Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
В силу пункта 1.5 Порядка право на предоставление меры поддержки имеют граждане Российской Федерации- собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживающие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 60 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10 и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Учитывая, что право собственности за Вернигора М.Г. зарегистрировано 26 июня 2015 года, истец правом на предоставление меры социальной поддержки от государства не обладает.
Кроме того в материалах дела отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" поврежденным в результате чрезвычайной ситуации и требующим проведения капитального ремонта.
Согласно постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2015 года N1612-па " О городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда" решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает городская межведомственная комиссия.
В соответствии с пунктами 2.6, 2.7 Порядка на основании заключения, выданного межведомственной комиссией, учреждение в течении 10 рабочих дней со дня поступления заявления и копий необходимых документов формирует списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, нуждающимися в капитальном ремонте относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания препятствует получению меры социальной поддержки.
Вернигора М.Г. в суд с требованием обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре провести обследование жилого помещения не обращалась.
Так же судом первой инстанции не принято во внимание, в 2014 г. мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г. завершены.
Согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., осуществлялось только в 2013-2014 годах, в 2015 г. финансирование данных мероприятий не производилось.
Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирования мероприятий такого направления не предусматривает.
Исходя из изложенного, основания для удовлетворения требований Вернигора М.Г. отсутствовали.
В связи с чем, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (пункты 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 29 марта 2016 года по делу по иску Вернигора М.Г. к Муниципальному образованию городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству социальной поддержки населения Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании права на получение меры социальной поддержки, взыскании социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома поврежденного в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением - отменить, и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Вернигора М.Г. - отказать.
Председательствующий: С.И. Дорожко
Судьи: А.А. Тарасова
Ю.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.