Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "данные изъяты"а-308/2016 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Агропромышленный комплекс "Воскресенский" Управления Д. Президента Российской Федерации о признании недействующими постановлений "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы д. Матвейково сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района", "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы д. Назарьево сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района" и от "данные изъяты" "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы п. подсобного хозяйства "Воскресенское" д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района"
установил:
постановлениями "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" в границы "данные изъяты" и поселка Назарьево сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района "данные изъяты" (категория земель - "земли населенных пунктов") включен находящийся в собственности Российской Федерации 31 земельный участок с кадастровыми номерами: 50:20:0041514:0479, 50:20:0041411:0148, 50:20:0041514:0480, 50:20:0041409:0006, 50:20:0041409:0007, 50:20:0041411:0143, 50:20:0041411:??????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ??? 0;
& #0; 0;
50:20:0041514:0474, 50:20:0041514:0473, 50:20:004:1514:0472, 50:20:0041514:0471, 50:20:0041412:0094, 50:20:0041412:0093, 50:20:0041411:0149, 50:20:0041411:0146, 50:20:0041411:0145, 50:20:0041411:0144, общей площадью 4495540 кв.м., категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства". Одновременно изменен вид разрешенного использования данных земельных участков на использование "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" (т. 1 л.д. 11-12, 13, 81-82, 154). Постановления Постановления "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" и 496/23 официально опубликованы в издании "Информационный вестник "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты". Постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" в границы поселка подсобного хозяйства "Воскресенское", "данные изъяты" и "данные изъяты" сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района "данные изъяты" (категория земель - "земли населенных пунктов") включены находящиеся в собственности Российской Федерации 40 земельных участков с кадастровыми номерами:
50:21:130304:0278, 50:21:130304:0279, 50:21:130304:0280, 50:2????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????????????????????????????
50:21:130302:0027, 50:21:130303:0046, 50:21:130304:0057, 50:21:130304:0058,
50:21:130304:0059, 50:21:13030460, 50:21:130202:0155, 50:21:130104:0666, 50:21:130104:0667, 50:21:130104:237, 50:21:13030104:0238, 50:21:130104:239, 50:21:130104:240, 50:21:130104:241, 50:21:130104:0242, 50:21:130104:243, 50:21:130104:0245,
50:21:130104:0246,
50:21:130104:0247, 50:21:130104:0248, 50:21:130104:0249, 50:21:130206:0287,
50:21:130302:
50:21:130302:
50:21:130403:
50:21:140308:
общей площадью 7 711 034 кв.м., категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства". Одновременно изменен вид разрешенного использования данных земельных участков на использование "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" (л.д.18-19, 193-195).
Постановление "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" официально опубликовано в издании "Информационный вестник "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты".
Федеральное государственное унитарное предприятие Агропромышленный комплекс "Воскресенский" Управления Д. Президента Российской Федерации (далее - ФГУП "АПК "Воскресенский"), в постоянном (бессрочном) пользовании которого находились и частично находятся в настоящее время поименованные в указанных постановлениях "данные изъяты" земельные участки, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании данных нормативных правовых актов.
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что оспариваемые постановления приняты "данные изъяты" с превышением полномочий, поскольку, в силу положений ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), перевод земель из одной категории в другую земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Кроме того, утверждает истец, оспариваемые постановления приняты в отсутствие инициативы и без согласия органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении данного федерального имущества, а именно - Управления Д. Президента Российской Федерации.
В судебном заседании представители ФГУП "АПК "Воскресенский" - Милюков И.Ю., Волохов В.П. и Сычев И.В. поддержали заявленные требования и дополнительно пояснили, что заключенный с участием предприятия инвестиционный контракт, послуживший основанием для принятия оспариваемых нормативных актов и предусматривающий комплексное жилищное строительство на земельных участках, включенных в границы населенных пунктов, в силу изменившегося в апреле 2008 года законодательства, не может быть реализован, в то же время непомерное налоговое бремя, вызванное изменением категории земель и вида их разрешенного использования, не позволяет ФГУП "АПК "Воскресенский" нормально функционировать и развиваться как сельскохозяйственному предприятию. Представители просят признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими со дня их принятия.
Представитель административного ответчика - "данные изъяты" - Григорьев Д.В. и представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений "данные изъяты" - Беляева А.Р. требования административного истца не признали и пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты по инициативе ФГУП "АПК "Воскресенский", в пределах компетенции "данные изъяты", в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов. Указанными представителями представлены также письменные возражения на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 76-80, т. 5 л.д. 122-124).
Представитель заинтересованного лица - Управления Д. Президента Российской Федерации - Шишов О.В. в судебном заседании поддержал требования административного истца, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству по изложенным истцом основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Правительства "данные изъяты" - Николаев А.А. не высказал позиции по существу спора, оставив его разрешение на усмотрение суда.
Иные заинтересованные лица - администрация сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района "данные изъяты", администрация Одинцовского муниципального района "данные изъяты", администрация Ленинского муниципального района "данные изъяты", Территориальное Управление Росимущества по "данные изъяты", ЗАО "Олимпик-Сити", ФГБУ "Рублево-Звенигородский ЛОК", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения сторон, представителей заинтересованных лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы Д., заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного Д. об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Согласно п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от "данные изъяты" N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
При этом, как следует из положений ст. 4.1 Федерального закона от "данные изъяты" N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 191-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых постановлений, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее "данные изъяты" включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленной настоящей статьей.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, генеральные планы сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района "данные изъяты" и сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района "данные изъяты" в период принятия оспариваемых нормативных правовых актов утверждены не были (ст. 92, 162, 204).
"данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-ОЗ "О регулировании земельных отношений в "данные изъяты"" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов отнесено к исключительной компетенции "данные изъяты" (п. 7, 7.1 ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона).
Согласно п. 9 ст. 13, ч. 1 ст. "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-ОЗ "О "данные изъяты"" решения о переводе земель из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством "данные изъяты", принимаются "данные изъяты" в форме постановлений.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции "данные изъяты".
Порядок принятия решения о включении земельного участка в границу населенного пункта регламентирован в ст. 4.1. Федерального закона N 191-ФЗ (редакция от "данные изъяты").
Согласно данному порядку лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Орган местного самоуправления подготавливает и направляет заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также проводит по данному вопросу публичные слушания (за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования). Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, в установленные данной нормой сроки принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Судом установлено, что ФГУП "АПК "Воскресенский", в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, в апреле 2007 года обратился к Главе сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района "данные изъяты" и главе сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района "данные изъяты" с тремя заявлениями о включении в границы "данные изъяты", д. Матвейково сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района 31-го земельного участка и в границы п. подсобного хозяйства Воскресенское, д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района "данные изъяты" 40 земельных участков с вышеназванными кадастровыми номерами (т. 1 л.д. 84, 156-157, 196-202).
По результатам рассмотрения данных заявлений ФГУП "АПК "Воскресенское" главами сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района "данные изъяты" и сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района были даны заключения от "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты" и от "данные изъяты" "данные изъяты" о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов (т. 1 л.д. 90-92, 160-161, 202-205).
На основании указанных заключений органов местного самоуправления и результатов проведенных ими публичных слушаний, "данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" были приняты оспариваемые постановления "данные изъяты", 496/23, 697/30 и в дальнейшем официально опубликованы (т. 1 л.д. 81, 93-98, 154, 163-169, 193-195, 206-213). Порядок опубликования постановлений лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Вместе с тем, проанализировав федеральное законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений на период принятия оспариваемых постановлений "данные изъяты" и действующее в настоящее время, суд приходит к выводу о нарушении установленной законом процедуры принятия данных нормативных актов.
Вывод суда основан на следующем.
Учитывая, что включение земельного участка в границы населенного пункта является его переводом из одной категории в другую, в том числе с одновременным изменением вида функционального использования участка, инициирование данной процедуры представляет собой реализацию полномочия распоряжения данным объектом недвижимости.
В этой связи, по смыслу названной нормы Федерального закона N 191-ФЗ, не всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с указанной инициативой, а лишь то, которое обладает распорядительными функциями в отношении земельного участка - правом управления и распоряжения данным имуществом.
Как усматривается из материалов Д., все земельные участки, указанные в оспариваемых постановлениях на период их принятия являлись федеральной собственностью и находились в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУ "АПК "Воскресенский", что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации права (т. 1 л.д. 127-148, 182-189, 266-305, т. 2 л.д. 1 - 147).
Из материалов Д. также усматривается, что в настоящее время в постоянном бессрочном пользовании ФГБУ "АПК "Воскресенский" из числа земельных участков указанных в постановлении "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты" осталось 19 земельных участков, в постановлении "данные изъяты" от "данные изъяты" - 3 земельных участка, в постановлении "данные изъяты" от "данные изъяты" - 37 земельных участков. Остальные участки переданы в пользование ФГБУ "Рублево-Звенигородский ЛОК", в казну Российской Федерации и в собственность Назарьевского сельского поселения Одинцовского муниципального района "данные изъяты" (т. 2 л.д. 152-163, 5 л.д. 10-47).
В соответствии с положениями ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное пользование) распоряжаться такими земельными участками не вправе.
Согласно У. П. РФ от 7 августа "данные изъяты" "Вопросы Управления Д. Президента Российской Федерации", действовавшего в период принятия оспариваемых нормативных актов и действующего в настоящее время, Управление Д. П. РФ осуществляет управление подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями). При этом право управления и распоряжения объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями, принадлежит исключительно Управлению Д. П. РФ (п. 4).
Действовавшее в период принятия оспариваемых постановлений Положение об Управлении Д. Президента Российской Федерации, утвержденное тем же У. П. РФ, предусматривает, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, закрепленными за подведомственными организациями, относится к основным задачам данного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации (п. "г" Положения).
Как следует из Устава ФГУП "АПК "Воскресенский", утвержденного приказом Управления Д. Президента Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты", предприятие как имущественный комплекс находится в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (п.1.4). От имени Российской Федерации, права собственника имущества предприятия осуществляет Управление Д. Президента Российской Федерации (п. 1.5). Земельные участки предоставляются предприятию для обеспечения деятельности данного органа исполнительной власти (п. 1.11). Самостоятельно (без согласия Управления Д. П. РФ) распоряжаться недвижимым имуществом, в том числе земельными участками, ФГУП "АПК "Воскресенский" не вправе (п. "данные изъяты").
Учитывая, что ФГУП "АПК "Воскресенский", инициировавший процедуру изменения категории и вида разрешенного использования земельных участков, самостоятельным правом распоряжения указанной федерльной собственностью не обладал, вышеназванные органы местного самоуправления не вправе были возбуждать данную процедуру в отсутствие аналогичной инициативы Управления Д. П. РФ, а "данные изъяты" - принимать оспариваемое нормативные правовые акты на основании обращения неуполномоченного на данные действия лица.
Ссылка административного ответчика на письма заместителя Управляющего Д. П. РФ Малюшина И.Д. от "данные изъяты" т. (т. 1 л.д. 83, 155) о поддержке инициативы ФГУП "АПК "Воскресенский" о включении земельных участков в границы населенных пунктов, не может быть принята судом во внимание, поскольку данное должностное лицо не обладает такими полномочиями.
В силу п. п. "а" п. 13 Положения об Управлении Д. П. РФ (действовавшего в тот период), утвержденного У. П. РФ от "данные изъяты" "данные изъяты", персональную ответственность за распоряжение федеральным имуществом, закрепленными за подведомственными организациями, несет Управляющий Д. П. РФ. Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время Положении, утвержденном У. П. РФ от "данные изъяты" "данные изъяты". Данных, свидетельствующих о том, что указанные полномочия Управляющим Д. были переданы своему заместителю, суду не представлены.
Ссылка административного ответчика, в обоснование своей позиции, на письма Управляющего Д. Кожина В. от "данные изъяты" и от "данные изъяты", также не может быть принята судом во внимание, поскольку из текста писем, в которых отсутствуют ссылки на уникальные характеристики земельных участков, неясно о каких землях идет речь (т. 5 л.д. 236, 241)
Кроме того, данные письма, как Управляющего Д., так и его заместителя, были получены вне рамок предусмотренной п. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ процедуры включения земельных участков в границы населенных пунктов, в то время как по смыслу вышеприведенных положений федеральных нормативных правовых актов именно Управление Д. П. РФ должно было инициировать либо санкционировать инициирование данной процедуры и взять на себя всю полноту ответственности за последствия ее реализации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные акты были приняты с нарушением федерального законодательства и прав собственника земельных участков - Российской Федерации.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФГУП "АПК "Воскресенское" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального государственного унитарного предприятия Агропромышленный комплекс "Воскресенский" Управления Д. Президента Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы д. Матвейково сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района",
Признать недействующими со дня принятия постановление "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы "данные изъяты" сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района".
Признать недействующим со дня принятия постановление "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" "О включении земельных участков в границы п. подсобного хозяйства "Воскресенское" д. Городище, д. Каракашево, д. Лаптево, д. Расторопово сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района".
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании "данные изъяты", в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.