Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,
при секретаре - Булановой В.С.,
с участием прокурора - Хлебниковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО УК "Энерготехсервис" к Главе г.о. Самара о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе ООО УК "Энерготехсервис" на решение Ленинского районного суда г. Самара от 06 июля 2016 года, которым постановлено:
"Административный иск ООО УК "Энерготехсервис" к Главе г.о. Самара о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ООО УК "Энерготехсервис" - Булатовой Г.Р. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Главы г.о.Самара - Евтюшенковой Е.Л. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО УК "Энерготехсервис" обратилось в суд с административным иском к Главе г.о. Самара о признании недействующим пункта 40 главы 4 раздела 2 Постановления Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара".
В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара. Действие указанного постановления распространяется на административного истца, поскольку, он является управляющей организацией, осуществляющей функции управления многоквартирными домами, а также обслуживания общедомового имущества. 08.12.2015 административной комиссией Советского района г. Самары ООО "УК Энерготехсервис" привлечено к административной ответственности в виде штрафа, в связи с тем, что общество не провело работы по очистке дворового проезда от снега. По мнению административного истца, пункт 40 главы 4 раздела 2 Правил благоустройства, устанавливающий, что территория, подлежащая уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда г.о. Самара, включая тротуары, дворовые территории и проезды, выходы из подъездов, должна быть очищена от снега и наледи до асфальта, не соответствует нормам действующего законодательства. Оспариваемым пунктом Правил на граждан и хозяйствующих субъектов дополнительно возложены обязанности обеспечения содержания прилегающей территории (без указания четких границ), то есть территории, которая им не предоставлена во владение либо пользование, что не соответствует Гражданскому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также противоречит Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 и влечёт необоснованное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего собственнику. Кроме того, оспариваемый пункт 40 Правил благоустройства в части возложения обязанности по уборке и содержанию территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законодательством или договором. Мероприятия, перечисленные в оспариваемом пункте Правил благоустройства, в их соотношении с другими разделами Правил, обязывают юридических лиц и граждан, выполнять работы на прилегающих территориях по их уборке, вместе с тем возложение на физических и юридических лиц обязанности по решению вопросов местного значения, за счёт собственных средств указанных лиц, неправомерно. Оспариваемый пункт 40 Правил благоустройства не содержит четких границ прилегающих территорий, подлежащих уборке. Ответственность между владельцами объектов благоустройства, владельцами смежных домовладений, организаций, осуществляющих эксплуатацию искусственных дорожных сооружений, также не разграничена, что не позволяет однозначно определить лицо, ответственное за уборку и содержание конкретной территории.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ООО "УК Энерготехсервис" просило признать недействующим Постановление Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара" в части пункта 40 главы 4 раздела 2 как не соответствующий законодательству российской Федерации.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ООО УК "Энерготехсервис", в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ООО УК "Энерготехсервис" - Булатова Г.Р. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Главы г.о.Самара - Евтюшенкова Е.Л. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор в заключении просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указав на законность и обоснованность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Из материалов дела следует, что ООО УК "Энерготехсервис" является управляющей организацией, осуществляющей функции управления многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг, а также обслуживанию общедомового имущества.
Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара.
Пунктом 40 главы 4 раздела 2 Правил установлено, что территория, подлежащая уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда г.о. Самара, включая тротуары, дворовые территории и проезды, выходы из подъездов, должна быть очищены от снега и наледи до асфальта. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка противогололедным материалом.
Указанный пункт Правил принят постановлением Администрации г.о. Самара 13.06.2013 N578 "О внесении изменений в постановление Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 "Об утверждении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа", опубликован в "Самарской газете" в соответствии с требованиями к нормативному правовому акту.
Разрешая заявленные ООО УК "Энерготехсервис" требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что оспариваемый административным истцом пункт 40 главы 4 раздела 2 Правил благоустройства является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным представительным органом местного самоуправления в пределах его полномочий, в соответствии с установленной процедурой, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие. При этом, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый пункт 40 главы 4 раздела 2 Правил не противоречит нормам Гражданского, Жилищного и иного законодательства РФ, поскольку, соответствующая обязанность закреплена, в том числе за управляющими организациями, на законодательном уровне.
В соответствии со статей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества понимается правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 ЗК РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу статьи 42 ЗК РФ возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и иных правил, нормативов, а также по недопущению загрязнения.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N290 в перечень работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года входит:
очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
очистка придомовой территории от наледи и льда;
очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Из изложенных положений действующего федерального законодательства следует, что возложение Правилами благоустройства на юридических и физических лиц бремени по содержанию жилищного фонда г.о. Самара не противоречит требованиям действующего федерального законодательства. При этом предусмотренная оспариваемым пунктом Правил обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий, входит в понятие бремени содержания имущества.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для признания недействующим пункта 40 главы 4 раздела 2 Постановления Главы г.о. Самара от 10.06.2008 N404 "Об утверждении Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара" не имеется, в силу чего решение суда об отказе в удовлетворении требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемые административным истцом Правила благоустройства приняты уполномоченным органом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры, введены в действие в установленном порядке - опубликованы, вступили в силу, соответствуют в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают.
Общими положениями оспариваемых Правил благоустройства предусмотрено, что указанные Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа, внутригородских районов городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы административного истца о противоречии вышеуказанных оспариваемых норм федеральному законодательству нельзя признать состоятельными.
Доводы ООО УК "Энерготехсервис", приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что содержание придомовой территории и внутриквартальных проездов не является обязанностью управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно подпункту 3.6.1 пункта 3.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (СанПиН 2.1.2.2645-10) по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. То есть придомовую территорию нельзя использовать для объезда и проезда.
Таким образом, понятие "придомовая территория" следует рассматривать как территорию, прилегающую к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, внутридворовые проезды, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
С учётом изложенного, ссылки административного истца на положения Градостроительного кодекса РФ, где проезды отнесены к территории общего пользования (п. 12 ст. 1), основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку оспариваемым пунктом Правил предусмотрена уборка внутридворовых проездов, не предназначенных для транзитного движения транспорта.
Доводы административного истца об отсутствии чёткого определения границ, подлежащих содержанию, правомерно оставлены судом без внимания, поскольку Правилами установлено, что для многоквартирных жилых домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, - до проезжей части дороги. При перекрытии зон двух обозначенных объектов граница содержания и уборки территории определяется пропорционально общей площади помещений жилого дома (подп. 5 п. 8 Правил).
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый пункт 40 Правил благоустройства в части возложения обязанности по уборке и содержанию территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законодательством или договором, несостоятельны, поскольку в соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
Ссылка ООО "УК Энерготехсервис" на постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа, в связи с тем, что общество не провело работы по очистке дворового проезда от снега, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Иные доводы апелляционной жалобы изложенных в решении выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм действующего материального права, в связи с чем основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК "Энерготехсервис" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.