Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 29 сентября 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е., административное дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2016 года в отношении
Товарищества собственников жилья "Галерная 53", ИНН 7838028744, ОГРН 1067800034499, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 53, литера А,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2016 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Галерная 53", в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - специалист-юрисконсульт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Р. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 17 марта 2016 года, направлении дела на новое рассмотрение в районный суд.
В обосновании жалобы указал, что прекращая производство по делу, суд вышел за рамки вмененного ТСЖ "Галерная 53" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, так как ТСЖ "Галерная 53" не вменялось невыполнение обязанностей по проведению каких-либо реставрационных работ.
Суд дал неправильную оценку собранных по делу доказательств, а также не дал оценку правовым основаниям, обосновывающим привлечение к административной ответственности ТСЖ "Галерная 53", поскольку именно ТСЖ "Галерная 53" должно принимать все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством для многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и незамедлительно проводить работы, направленные на приведение общего имущества таких домов в надлежащее техническое состояние.
Выводы суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники многоквартирного дома предоставили ТСЖ "Галерная 53" дополнительное финансирование на проведение указанных работ, ввиду чего данное лицо не является субъектом административного правонарушения, являются необоснованными, так как ТСЖ "Галерная 53" является управляющей организацией многоквартирного дома, осуществляет выполнение всех неотложных работ и услуг текущего и капитального характера. В случае, если выполнение указанных работ превысит общую сумму денежных средств, вносимых собственниками помещений в доме, на необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа, такие расходы должны быть дополнительно компенсированы управляющей компании собственниками помещений в доме. В связи с изложенным, протокол общего собрания о несогласии жильцов с проведением работ на объекте культурного наследия не является основанием для их не проведения. Кроме того, в материалах дела отсутствует протокол общего собрания собственников об отказе в осуществлении финансирования работ по текущему ремонту общего имущества объекта.
Заявитель - специалист-юрисконсульт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Р. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Законный представитель ТСЖ "Галерная 53" - председатель правления Сорокин Д.Б. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствие защитников ТСЖ "Галерная 53" - Муравьева М.А., Дегтяревой А.А.
Защитники Муравьев М.А., Дегтярева А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указали, что считают постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю, что постановление судьи районного суда от 17 марта 2016 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьям 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Протоколом об административном правонарушении установлено, что здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 53, литера А (описательный адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., дом 52, ул. Галерная, дом 53), является объектом культурного наследия регионального значения "Дом Потемкина А.Я. (Струкова)", далее - объект (основание: Закон Санкт-Петербурга N 141/47 т 02.07.1997 года).
Организацией, уполномоченной на управление и содержание многоквартирного дома-памятника "Дом Потемкина А.Я. (Струкова)", является ТСЖ "Галерная 53".
27.08.2015 года КГИОП в отношении ТСЖ "Галерная 53" проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее: вход в подвал организован прямиком со стороны дворового фасада, в подвальном помещении организовано освещение. В помещениях подвала организованы места складирования строительного мусора в мешках, а также кирпичей и известнякового камня. Полы подвала увлажнены (грунт). Опоры под трубопровод теплосети, а также проемы между помещениями подвала усилены металлическими уголками. Штукатурный слой на стенах помещений частично утрачен. В помещении "2" (согласно техническому паспорту N 1390/13) обнаружены силовые трещины с раскрытием до 2-х см. в помещение "1" доступ отсутствует. Высота помещения "2" - 2,65 м, "3" - 2,5 м, "4" - 2,65 м, "5" -2,55м.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что нормами действующего законодательства на ТСЖ "Галерная 53" не возложено обязанности по проведению каких-либо реставрационных работ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники многоквартирного дома предоставили ТСЖ "Галерная 53" дополнительное финансирование на проведение указанных выше работ. Таким образом, ТСЖ "Галерная 53" не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
С указанными выводами согласиться нельзя.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
На основании подпунктов 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона N 73-ФЗ.
Согласно статье 56.1 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, подвал, находящийся в ненадлежащем состоянии, входит в состав общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательствами Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в том числе, обеспечивающим поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание имущества.
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 (далее - технические правила) управляющая организация должна обеспечить: исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; а также устранять повреждения фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития
В соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 Технических правил, подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Подпунктом 4.1.15 пункта 4.1 Технических правил не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения.
Согласно пункту 1.8 Технических правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предполагают проведение технического обслуживания (содержания), включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта.
Согласно статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Кроме того, в соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ ТСЖ "Галерная 53" обязалось обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно ТСЖ "Галерная 53" должно принимать все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством для многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и незамедлительно проводить работы, направленные на приведение общего имущества таких домов в надлежащее техническое состояние.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Следовательно, в связи с тем, что ТСЖ "Галерная 53" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 53, литера А, ТСЖ "Галерная 53" является субъектом административного правонарушения, кроме того, для осуществления своих непосредственных обязанностей, возложенных на ТСЖ "Галерная 53" как на управляющую организацию, протокол общего собрания о несогласии жильцов с проведением работ на объекте культурного наследия не является основанием для их не проведения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влечет отмену постановления судьи районного суда.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и статьи 30.7 КоАП РФ по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Галерная 53", в связи с отсутствием состава административного правонарушения - отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Галерная 53", предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.