Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2016 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Осиповой А.А., единолично, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, ******** Дружинина А.Н. на решение Якутского городского суда РС(Я) от 26 августа 2016 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ******** Дружинина А.Н.,
постановлено:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. N ... от 13 мая 2016 г. о назначении административного наказания должностному лицу - ******** Дружинину А.Н. по ст. 15.14 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Федоровой И.А. по доверенности, суд
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. N ... от 13 мая 2016 г. должностное лицо - ******** Дружинин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 26 августа 2016 г. постановление административного органа от 13 мая 2016 г. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Дружинин А.Н. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене решения суда и прекращении производства по делу, указывая на нарушения норм процессуального права.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Федорова И.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав участника судебного процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения министра труда и социального развития РС(Я) к административной ответственности выразились в нецелевом использовании названным должностным лицом бюджетных средств, имевшем место 2 декабря 2014 г.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной проверки полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, целевого и эффективного использования средств государственного бюджета РС(Я) на выполнение государственного задания и иные цели за период 2013-2014 гг. в ГБУ РС(Я) "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска", проведенного в соответствии с приказом МФ РС(Я) от 19 ноября 2015 г. N ... установлен факт нецелевого использования бюджетных средств. 4 мая 2016 г. в отношении должностного лица Дружинина А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ. Согласно приказу Министерства труда и социального развития РС(Я) от 26 ноября 2014 г. N ... Департаменту организации социального обслуживания совместно с ГБУ РС(Я) "Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБУ РС(Я) "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска" поручено организовать с 1 по 5 декабря курсы повышения квалификации для социальных работников по теме "Новые подходы к психолого-педагогическому сопровождению социально незащищенных слоев населения". В целях реализации указанного приказа между Министерством труда и социального развития РС(Я) и ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска" 2 декабря 2014 г. заключено соглашение N ... о предоставлении субсидии на иные цели (целевой субсидии) на курсы повышения квалификации социальных работников. За счет указанной субсидии ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска" оплачено Северо-Восточному Федеральному Университету по платежному поручению N ... от 17 декабря 2014 г. за образовательные услуги по проведению курса повышения квалификации на 60 человек ... руб., всего по республике обучалось 60 специалистов, из них - 10 сотрудников ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска". Согласно Уставу ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска" предметом деятельности Учреждения является социальное обслуживание одиноких граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, семей, детей и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на социальное обслуживание в стационарных, полустационарных условиях и на дому. Организация проведения курсов повышения квалификации для социальных работников РС(Я) не входит в уставную деятельность ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска". Направив средства на исполнение мероприятия "Плановая и тематическая подготовки, периодическое повышение квалификации медицинского персонала, работников и специалистов сферы социального обслуживания, специалистов аппарата министерств, в том числе подготовка кадров по гериатрии и медико-социальной помощи" подпрограммы "Забота о гражданах пожилого возраста" государственной программы РС(Я) "Социальная поддержка граждан в РС(Я) на 2012 - 2017 гг." ГБУ РС(Я) "КЦСОН г. Якутска", не имеющему в перечне уставной деятельности организацию и проведение курса повышения квалификации, Министерство труда и социального развития РС(Я) допустило нецелевое использование бюджетных средств на сумму ... руб., тем самым нарушив ст. 38 Бюджетного кодекса РФ.
13 мая 2016 г. Дружинин А.Н. привлечен за нецелевое использование выделенных Министерству труда и социального развития РС(Я) средств федерального бюджета к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 данного Кодекса, составляет один год.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, постановление N ... от 13 мая 2016 г. о привлечении к административной ответственности должностного лица - ******** Дружинина А.Н. вынесено заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) В. за пределами срока давности привлечения названного лица к административной ответственности.
Указанное нарушение при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ******** Дружинина А.Н. Якутским городским судом РС(Я) не было исследовано в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ и не устранено.
Таким образом, прихожу к выводу об отмене постановления должностного лица административного органа от 13 мая 2016 г. и решения Якутского городского суда РС(Я) от 26 августа 2016 г.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела в Верховном Суде РС(Я) срок привлечения к административной ответственности истек, дело об административном правонарушении в отношении ******** Дружинина А.Н. подлежит прекращению по п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. N ... от 13 мая 2016 г. и решение Якутского городского суда РС(Я) от 26 августа 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ******** Дружинина А.Н. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ******** Дружинина А.Н. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда РС(Я) А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.