Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ревенко Т.М.,
судей краевого суда Антипенко А.А.,
Щаповой И.А.
при секретаре Прозоровской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 30 августа 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПО ЮЭС ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании действий ресурсоснабжающей организации незаконными
по апелляционной жалобе представителя ПАО "МРСК Сибири" Григорьевой В.Б.,
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 26 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Борзинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия по введению ограничения режима потребления электроэнергии публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Читаэнерго" в отношении жилых домов "адрес" по "адрес", "адрес" по "адрес" в "адрес" с 10 часов 00 минут "Дата", незаконными.
Взыскать с публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Читаэнерго" государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в местный бюджет".
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Щаповой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, Борзинский межрайонный прокурор ссылался на следующие обстоятельства. Прокуратурой проведена проверка по факту введения ограничения режима потребления электрической энергии филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Читаэнерго" в г. Борзя в отношении жилых домов, расположенных по адресу: "адрес". Установлено, что "Дата" по указанным адресам сотрудником ПО ЮЭС ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" Бессоновой А.В. по указанию и.о. директора Борзинского ПО ЮЭС ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" Суханова А.В. после согласования с заместителем генерального директора Злыгостевым А.В. произведено ограничение режима потребления электрической энергии. С учетом уточнения исковых требований прокурор просил признать действия по введению ограничения режима потребления электроэнергии ПО ЮЭС ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" -"Читаэнерго" в отношении жилых домов "адрес" по "адрес" в "адрес" с 10 часов 00 минут "Дата" незаконными (т. 1 л.д. 3-6).
Определением суда от "Дата" к участию в деле в качестве соответчика привлечено открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (т. 1 л.д. 171).
Определением суда от "Дата" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения "Борзинское" (т.2 л.д.24).
Определением суда от "Дата" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по имущественным отношениям Забайкальского края (т.2 л.д. 41-42).
Определением суда от "Дата" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Забайкальского края (т. 2, л.д. 49-50).
Судом постановленоприведенное выше решение (т. 2 л.д. 89-97).
В апелляционной жалобе представитель ПАО "МРСК Сибири" Григорьева В.Б. указывает на незаконность и необоснованность решения суда. Ссылаясь на нормы ГПК РФ, приводит доводы о том, что у прокурора отсутствовали предусмотренные законом основания для обращения в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку собственников квартир в многоквартирном доме возможно установить. Судом неверно применены нормы закона и оценены фактические обстоятельства дела. Действующим законодательством не предусмотрено право и обязанность ПАО "МРСК-Сибири" организовать энергоснабжение населения. К прекращению подачи электрической энергии на объекты общежития и жилой многоквартирный дом привели незаконные действия энергоснабжающей организации - ОАО "Читаэнергосбыт" по расторжению договоров энергоснабжения с Мкртчян Г.Н. и ООО "УК Жилищный сервис" и бездействие администрации г. Борзя. Судом к сетевой организации неправомерно применены нормы права, регламентирующие действия потребителей и исполнителей коммунальных услуг в рамках действующих договоров энергоснабжения, в том числе регламентирующих порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии. На основании изложенного просит решение районного суда отменить (т. 2 л.д. 101-103).
В суд апелляционной инстанции представители ОАО "Читаэнергосбыт", администрации ГП "Борзинское", Департамента госимущества и земельных отношений Забайкальского края, Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора прокуратуры Забайкальского края, представителя ПАО "МРСК Сибири" Григорьеву В.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что "Дата" между ОАО "Читаэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "МРСК Сибири" (Исполнитель) в целях обеспечения абонентов электрической энергией заключили договор, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей до точек поставки, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в соответствии с условиями договора (т. 1 л.д. 131-154).
В соответствии с условиями указанного договора, ОАО "Читаэнергосбыт" (поставщик) заключило договоры энергоснабжения с потребителями (покупателями): Мкртчян Г.Н. в отношении объекта (точка учета) - многоквартирного жилого дома, расположенного в "адрес" (т. 1 л.д. 30), ООО УК "Жилищный сервис", в отношении объекта (точка учета) - здание общежития, расположенного в "адрес" (т. 1 л.д. 241).
"Дата" в адрес ОАО "Читаэнергосбыт" от Мкртчян Г.Н. было направлено заявление о расторжении договора энергоснабжения N от "Дата" по объекту - жилой многоквартирный дом в "адрес", в связи с продажей квартир в доме (т. 1 л.д. 228).
"Дата". от конкурсного управляющего ООО УК "Жилищный сервис" в адрес ОАО "Читаэнергосбыт" также поступило уведомление о расторжении договора энергоснабжения N от "Дата". по точке учета - здание общежития в "адрес", в связи с введением в отношении управляющей компании процедуры банкротства (т. 1 л.д. 10).
"Дата" по адресам: "адрес" ПАО "МРСК Сибири" прекращена поставка электрической энергии, что подтверждается актами (т. 1 л.д. 16, 17).
При этом, представителем ответчика не оспаривалось, что конечными потребителями электрической энергии в указанных домах являются проживающие в них граждане.
В обоснование законности действий ПАО "МРСК Сибири" представитель ответчика ссылается на Правила полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N442 (далее - Правила), а также на Регламент взаимодействия ОАО "Читаэнергосбыт" и ПАО "Мрск Сибири", являющийся приложением к договору оказания услуг от 22.07.2013 (далее - Регламент взаимодействия).
В соответствии с п. 126 Постановления Правительства РФ N442, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней до даты и времени расторжения договора энергоснабжения уведомить об этом, а также о дате и времени прекращения снабжения электрической энергией по такому договору сетевую организацию, оказывающую услугу по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по такому договору.
В силу подл, "е" п. 2 Правил, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно п. 2 Регламента взаимодействия, положения названного регламента в части порядка взаимодействия ПАО "МРСК Сибири" ОАО "Читаэнергосбыт" при вводе ограничения режима потребления электроэнергии потребителям, распространяются на отношения сторон, возникающие после получения ПАО "МРСК Сибири" заявки от ОАО "Читаэнергосбыт" на ограничение потребителя.
Пунктом 1 Регламента взаимодействия предусмотрено направление ОАО "Читаэнергосбыт" заявки в случае расторжения договора с потребителем.
Следовательно, исходя из условий заключенного между сторонами договора, ПАО "МРСК Сибири" вправе принимать меры по ограничению режима потребления электроэнергии потребителям только после получения от ОАО "Читаэнергосбыт" соответствующей заявки.
Из уведомлений, поступивших "Дата" и "Дата" от ОАО "Читаэнергосбыт" в адрес ПАО "МРСК Сибири" усматривается, что энергоснабжающая организация сообщила сетевой организации о расторжении договоров с потребителями, однако заявок на ограничение режима потребления электроэнергии данные уведомления не содержат (л.д. 10 на обороте, 13).
Напротив, ОАО "Читаэнергосбыт" информировало ПАО "МРСК Сибири", что не намерено вводить ограничение подачи электроэнергии в отношении общежития и многоквартирного дома (л.д. 232-240).
Подпунктом б) пункта 4 приведенных выше Правил предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил, сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, вправе ввести ограничение режима потребления электроэнергии по собственной инициативе с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.
Так же, указанными Правилами определено, что введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Основания и порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, как коммунального ресурса, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); ограничение режима потребления электрической энергии вводится индивидуально в отношении каждого потребителя (в том числе бытового), исключая возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
В разделе XI Правил N 354 регламентирована процедура приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг: в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, вводить ограничение потребления или осуществлять приостановление предоставления коммунальных услуг вправе исключительно исполнитель коммунальных услуг в порядке и по основаниям, определенным указанным разделом (пункты 114 - 122).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и непосредственно приступает к их оказанию, перечислены в пункте 17 Правил N 354: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8 и 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что на день прекращения ПАО "МРСК Сибири" поставки электроэнергии "Дата" в многоквартирный дом по "адрес" и в общежитие по "адрес", ОАО "Читаэнергосбыт" являлось исполнителем коммунальной услуги электроснабжения по отношению к жильцам указанных домов.
Кроме того, "Дата" администрацией ГП "Борзинское" был заключен договор управления общежитием, расположенным по адресу: "адрес" с ООО "Борзинское пиво" (т. 1 л.д. 18).
В соответствии с п. 8 Правил, ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.
Если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:
исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.
Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.
Таким образом, приведенными выше положениями Правил определен порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии в случае, если конечным потребителем являются граждане.
Однако, доказательств того, что ответчиком при введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, проживающих в общежитии по "адрес" и многоквартирном доме по "адрес", был соблюден установленный законом порядок, представителем ПАО "МРСК Сибири" в ходе рассмотрения дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, выводы суда о признании незаконными действий ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Читаэнерго" по введению ограничения режима потребления электроэнергии в отношении жилых домов "адрес" по "адрес", "адрес" по "адрес" в "адрес", являются правильными.
Доводы жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является гарантирующий поставщик ОАО "Читаэнергосбыт", отклоняются судебной коллегией как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Изложенные в жалобе доводы о том, что сетевая организация не оказывает коммунальные услуги проживающим в общежитии и многоквартирном доме гражданам, не свидетельствует о законности действий ПАО "МРСК Сибири" по введению ограничения режима потребления электроэнергии, о чем обоснованно указал в решении суд первой инстанции.
Доводам представителя ПАО "МРСК Сибири" об отсутствии у прокурора права на обращение в суд на основании статьи 45 ГПК РФ, судом первой инстанции дана правовая оценка в решении, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться. Ограничение потребления электрической энергии в общежитии и в многоквартирном доме, что также привело к прекращению подачи водоснабжения, нарушило права не только собственников жилых помещений, но и иных граждан, круг которых не представляется возможным определить.
Поскольку иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ПАО "МРСК Сибири" Григорьевой В.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.