судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстровой М.Г.,
судей Макурина В.М., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Кийковой И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Табашной Л.Н. к администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Табашной Л.Н. - Табашной Д.А.,
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Табашной Л.Н. к администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края о признании действий администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, выраженных в ответе N 48 от 11 февраля 2016г. на заявление Табашной Л.Н. от 12 января 2016г. вх. N 34 незаконными, возложении обязанности на администрацию Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Табашной Л.Н. площадью 2500 кв.м, местоположение земельного участка: "адрес", в координатах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению вх. N 34 от 12 января 2016г., а именно: 1(Х 639014) (У 86866); 1(Х638982) (У86863); н1 (Х638954) (У86859); н2 (Х638958) (У 86830); н3 (X 639050) (У86841); 1 (Х639047) (У 86863); 2 (X 639015) (У86589); 2 (X 639014) (У 86864); 1 (X 639014) (У 86866); система координат: МСК 167, квартал 24:11:0140401 - оставить без удовлетворения.
Отменить меры по обеспечению вышеуказанного искового заявления Табашной Л.Н. в виде запрета администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края осуществлять образование, формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в вышеуказанных координатах, принятые определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 февраля 2016 года".
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Табашная Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, в котором просит признать действия администрации Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, выраженные в ответе исх. N N от "дата". на заявление Табашной Л.Н. от 12.01.2016г. вх. N 34 незаконными, обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Табашной Л.Н. площадью 2500 кв.м, местоположение земельного участка: "адрес"
Требования мотивированы тем, что "дата" года истица обратилась с заявлением к ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями ст. ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ, приложив схему земельного участка в вышеуказанных координатах, в последующем представив к заявлению и схему - выкопировку из карты градостроительного зонирования д. Минино, подтверждающую, что испрашиваемый Табашной Л.Н. земельный участок расположен в зоне Ж1 (жилой застройки). Ответчиком был дан ответ, согласно которому истице в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого ею земельного участка было отказано, поскольку данный земельный участок находится вне зоны жилой застройки, а находится в зоне СН-2, зоне санитарно-технического назначения, в которой ведение личного подсобного хозяйства не допускается. Поскольку в карте градостроительного зонирования д. Минино зоны не закоординированы, то сделать вывод о том какой именно зоне относится испрашиваемый Табашной Л.Н. земельный участок, невозможно. Полагает, что ответ на заявление, данный администрацией Элитовского сельского совета, не основан на положениях Земельного кодекса РФ.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Табашной Л.Н. - Табашная Д.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Указывает на то, что истица, являясь инвалидом второй группы, имеет право на получение земельного участка в первоочередном порядке. В подтверждение того, к какой зоне относится истребуемый земельный участок ей было предложено прости экспертизу, однако расходы по проведению землеустроительной экспертизы являются для нее материально затруднительными, а более того, ею уже было представлено в подтверждение заявленных требований заключение кадастрового инженера.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края - Петровой Н.В., согласной с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочию органов местного самоуправления в области земельных отношений относится резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1)подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган, может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3)принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4)обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5)осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7)заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч.8 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка,, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2)принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 (отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка) или статьей 39.16 (отказ в предоставлении земельного участка) Земельного кодекса РФ.
На основании п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;
2)земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;
3)земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1)несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 Земельного кодекса РФ;
2)полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3)разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
4)несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5)расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Санитарно-защитные зоны входят в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур. Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 17 ФЗ РФ N 181 от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу п. 2 ст. 14 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что "дата" года Табашная Л.Н. обратилась в администрацию Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей на основании пп.14 п.2 ст. 39,6, ст.39,14, ст.39,15 ЗК РФ земельного участка на праве аренды, согласно прилагаемой схеме КПТ, для ведения личного подсобного хозяйства.
"дата" года администрацией Элитовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края в адрес истицы был направлен ответ за N N, из содержания которого следует, что заявление Табашной Л.Н. рассмотрено и принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как, при сопоставлении схемы расположения земельного участка, приложенной истицей к заявлению о предоставлении земельного участка с картой градостроительного зонирования д. Минино, видно, что земельный участок полностью расположен в зоне санитарно-технического назначения (СН2). Табашной Л.Н. земельный участок испрашивается для целей ведения личного подсобного хозяйства, что в зоне санитарно-технического значения не допускается.
Из пояснений сторон, данных в ходе рассмотрения спора, заключения кадастрового инженера следует, что существующие территориальные зоны в п.Элита Емельяновского района Красноярского края, утвержденные Правилами землепользования и застройки на территории МО Элитовский сельсовет от "дата" г. решение главы сельсовета N 39-1р, не имеют четких координат, которые бы позволили ограничить одну территориальную зону от другой, т.е. территориальные зоны не закоординированы. В приложении 4 к указанным Правилам (деревня Минино) на карте градостроительного зонирования имеется зона специального назначения - зона санитарно-технического назначения. По сведениям ответчика именно в указанной зоне истица просила согласовать предоставление ей земельного участка.
Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные Табашной Л.Н. требования, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции, установив, что истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления конкретного земельного участка, с указанием координат его поворотных точек, в силу ст. 56 ГПК РФ, должна была доказать возможность формирования указанного в заявлении земельного участка в предложенных ею координатах.
Согласно представленному истицей заключению кадастрового инженера Кожевина В.В. от "дата" г., определить в границах какой территориальной зоны расположен испрашиваемый земельный участок не представляется возможным.
Поскольку Табашной Л.Н. в подтверждение заявленных требований не было представлено бесспорных доказательства, подтверждающих, что испрашиваемый истицей земельный участок в указанных координатах относится к жилой зоне, а от назначения по делу землеустроительной экспертизы, необходимой для разрешения вопросов о вынесении в натуру поворотных точек границы испрашиваемого земельного участка и определении к какой территориальной зоне относится данный земельный участок, истица отказалась, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Элитовской администрации Емельяновского района Красноярского края выраженных в ответе от 11.02.2016 года, которым истице отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по причине его отнесения к территориальной зоне, где ведение личного подсобного хозяйства не допускается.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они подтверждены соответствующими доказательствами, решение не противоречит действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы представителя Табашной Л.Н. - Табашной Д.А. о наличии у истицы права на получение земельного участка на праве аренды в первоочередном порядке, поскольку она является инвалидом 2 группы, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание в виду следующего.
Положения ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Табашной Л.Н. первоочередном порядке земельного участка юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий. Истица Табашная Л.Н., "дата" г.р., является инвалидом второй группы, зарегистрирована в г. Красноярске по ул. Железнодорожников 16А-79 с "дата" г. При этом истицей, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, которыми было мотивировано исковое заявление, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 июня 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истицы Табашной Л.Н. - Табашной Д.А., без удовлетворения.
Председательствующий М.Г. Быстрова
Судьи Е.Г. Сучкова
В.М. Макурин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.