Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Корниенко А.Н., Щуровой А.Н.,
при секретаре Малышевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воинова Е.П. к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным постановления N от 02.11.2015г.,
по апелляционной жалобе Воинова Е.П.,
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Воинова Е.П. по доверенности Толстихина Ю.М. обратилась с иском к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" Право собственности зарегистрировано 06.11.2014г. управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. 20 ноября 2014г. истец обратился в администрацию п.Емельяново с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид использования: для дачного строительства. 08 декабря 2014г. администраций п. Емельяново подготовлен отказ N в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, т.к. этот участок необходимо использовать в соответствии с видом его разрешенного использования и не наносить вред окружающей среде, земельные участки для дачного строительства выбираются и предоставляются из фонда перераспределения земель. 13 августа 2015г. истец повторно обратился в администрацию п. Емельяново с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка. По результатам рассмотрения администрация п. Емельяново вынесла постановление N от 02.11.2015г. "Об отказе в изменении вида разрешенного использования". Полагая, что ответчик нарушил его право на использование участка по своему усмотрению, представитель истца просила признать незаконным постановление администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края N от 02.11.2015г. "Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка" с кадастровым номером N
Судом первой инстанции постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Воинов Е.П. просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенные в исковом заявлении, полагая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, поскольку принадлежащий ему земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, а потому допускается использование земельного участка для дачного строительства.
Заслушав представителя истца Воинова Е.П. по доверенности Чубарова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации пос.Емельяново Емельяновского района Красноярского края Рожнову Е.В., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда изменению не подлежит по следующим основаниям.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.
Пункт 1 ст. 78 этого же Кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного Закона.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный Закон не содержит.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ разработка и утверждение правил землепользования и застройки поселений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии со статьей 7 ФЗ РФ "О переводе земель и земельный участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Согласно ст.4 ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве" установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Воинов Е.П. на основании договора купли-продажи от 03.10.2014г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
13.08.2015г. Воиновым Е.П. было подано заявление главе муниципального образования Емельяново Емельяновского района Красноярского края об изменении вида разрешенного использования земельного участка: с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для дачного строительства".
По результатам проведения публичных слушаний и на основании заключения от 26.10.2015г. администрацией п. Емельяново 02 ноября 2015г. вынесено постановление N об отказе в изменении разрешенного вида использования принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером N "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для дачного строительства" (л.д. 39-41).
Разрешая дело и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воинова Е.П., суд первой инстанции, исследовав предоставленные сторонами доказательства, руководствовался положениями ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса РФ, ФЗ РФ "О переводе земель и земельный участков из одной категории в другую", ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве", регулирующими возникшие правоотношения, исходил из того, что в судебном заседании представитель истца признала то обстоятельство, что согласно утвержденному генеральному плану МО поселка Емельяново земельный участок, принадлежащий истцу, находится в границах территориальной зоны "Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения", "пашня", "пастбища". Изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения и должно было согласовано с исполнительным органом власти субъекта РФ согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ.
Отказывая в иске, суд правильно применил один из основных принципов земельного законодательства - принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, закрепленный в подп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
В таком положении, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что судом полно установлены обстоятельства дела при надлежащей правовой оценке представленных доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений судом норм материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.