судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Соснина Ю.А.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску ГУФСИН России по Красноярскому краю к Кныш С.Н., Кныш Д.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца,
по апелляционной жалобе Кныш С.Н.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 июня 2016 года, которым с учетом определения об исправления описки от 07.09.2016 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ГУФСИН России по Красноярскому краю к Кныш С.Н., Кныш Д.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца, отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Кныш С.Н., Кныш Д.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере "данные изъяты"
Требования мотивированы тем, что с 01.11.2013 года Кныш Д.А., "данные изъяты", являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца - отца "данные изъяты" После достижения 18 лет выплата пенсии была продолжена в связи с прохождением Кныш Д.А. обучения в КГАОУ НПО "Профессиональное училище N19 имени В.П.Астафьева". Пенсия выплачивалась матери Кныш Д.А. - Кныш С.Н. Для подтверждения факта обучения Кныш Д.А. два раза в год предоставлял справки об обучении. При предоставлении справки в сентябре 2015 года было установлено, что с 27.05.2015 года по 27.05.2016 года Кныш Д.А. находился в академическом отпуске, в связи с чем полагает, что он утратил право на получение пенсии. В нарушение действующего законодательства ответчик не сообщила о прекращении 27.05.2015 года обучения, что повлекло переплату бюджетных средств за период с 01.06.2015 года по 30.09.2015 года в размере "данные изъяты". В добровольном порядке Кныш С.Н. излишне выплаченные средства не возвратила.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кныш С.Н. просит из мотивировочной части решения суда исключить вывод о том, что определяющим условием подтверждения права на получение пенсии по случаю потери кормилица является не сохранение статуса, а фактическое обучение. Указать, что выплата пенсии по случаю потери кормилица во время нахождения обучающегося в академическом отпуске продолжает выплачиваться на общих основаниях.
В судебное заседание Кныш Д.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав Кныш С.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Новикова А.М. (доверенность от 21.10.2015 года), просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении, в том числе дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствие с п.п. 3 п. 1. ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение определено как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
На основании п. 5 ст. 26 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются академические права на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.06.2013 года N 455, академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования (далее - образовательная программа) в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.
Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенная Кныш Д.А. по достижении 18-летнего возраста пенсия по случаю потери кормильца в связи с его обучением по очной форме в образовательном учреждении в период академического отпуска выплате не подлежит, так как утрачивается цель предоставления социальной выплаты: создание благоприятных условий для получения образования. Между тем, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства злоупотребления правом со стороны ответчиков, суд отказал в иске, ссылаясь на то, что Кныш С.Н. добросовестно полагала, что ее сын Кныш Д.А. в связи с нахождением в академическом отпуске не утрачивает право на получение пенсии по случаю потери кормильца, о чем ею получены были письменные разъяснения ОПФР по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю, Минтруда России.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждаются имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами. которым дана надлежащая оценка.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, несовершеннолетнему Кныш Д.А., "данные изъяты" после смерти отца "данные изъяты" проходившего службу в ГУИН Минюста России по Иркутской области, с 01.11.2013 года была назначена пенсия по случаю потери кормильца, получателем которой являлась мать Кныш Д.А. - Кныш С.Н.
Согласно справкам КГАОУ НПО "Профессиональное училище N19 имени В.П. Астафьева" Кныш Д.А. обучается в образовательном учреждении с 02.09.2013 года по очной форме обучения, на бюджетной основе, по профессии "данные изъяты" на основании приказа о зачислении 02.09.2013 года N15к. Срок окончания училища - 15.02.2016 года.
Приказом N25К от 29.05.2015 года Кныш Д.А. предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с 27.05.2015 года по 27.05.2016 года. Справка КГАОУ НПО "Профессиональное училище N19 имени В.П. Астафьева", содержащая указанные сведения, была предоставлена ответчиком Кныш С.Н. истцу в сентябре 2015 года.
15.09.2015 года ГУФСИН России по Красноярскому краю принято решение о прекращении выплаты пенсии по случаю потери кормильца Кныш Д.А. с 01.10.2015 года.
15.09.2015 года начальником пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю в адрес Кныш С.Н. было направлено уведомление о необходимости в срок до 10.10.2015 года возвратить излишне полученную пенсию за период с 01.06.2015 года по 30.09.2015 года в размере "данные изъяты" на расчетный счет ГУФСИН России по Красноярскому краю. Данное требование выполнено не было.
Поскольку в период академического отпуска обучающийся освобождается от обязанностей, связанных с обучением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период академического отпуска пенсия по случаю потери кормильца, назначенная Кныш Д.А. по достижении 18-летнего возраста в связи с его обучением по очной форме в образовательном учреждении выплате не подлежит. В указанной связи истец ГУФСИН России по Красноярскому краю правомерно, при получении сведений о нахождении получателя пенсии Кныш Д.А. в академическом отпуске, приостановил последнему выплату пенсии.
Как правильно указал суд, определяющим условием подтверждения права на получение пенсии по потере кормильца является не сохранение статуса студента по предусмотренным законом причинам, а фактическое обучение в училище для возможности получать материальную поддержку от государства. Возможность выплаты пенсии ограничена не только возрастом получающего такую пенсию студента - 23 года, но и учитывает длительность периода обучения в конкретном образовательном учреждении, который не должен быть увеличен за счет предоставления академического отпуска.
Поскольку ответчики не сообщили истцу о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение права Кныш Д.А. на получение пенсии, ему продолжалась выплата пенсии, за период с 01.06.2015 года по 30.09.2015 года Кныш Д.А. получил излишние выплаты в сумме "данные изъяты" размер которых сторонами не оспаривается.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть десятая ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Взыскание необоснованно полученной выплаты должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
В соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 излишне выплаченная пенсия может быть удержана с пенсионера при наличии злоупотребления с его стороны.
Подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков Кныш суммы излишне выплаченной пенсии в размере "данные изъяты" суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что несвоевременное представление ответчиками сведений о нахождении Кныш Д.А. в академическом отпуске вызвано тем, что Кныш С.Н. добросовестно полагала, что ее сын Кныш Д.А. в связи с нахождением в академическом отпуске не утрачивает право на получение пенсии по потере кормильца, так как юридически является обучающимся в учебном заведении. Данные разъяснения были даны истице на ее обращения ОПФР по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю, Минтруд России.
Доказательств наличия недобросовестности ответчиков, совершения ими умышленных виновных действий, повлекших излишнюю выплату пенсии по потере кормильца в спорный период, суду не представлено, что исключает ее возврат в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ГУФСИН России по Красноярскому краю к Кныш С.Н., Кныш Д.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере "данные изъяты"
Доводы апелляционной жалобы Кныш С.Н. в части исключения из решения суда вывода о том, что в период нахождения обучающегося в академическом отпуске выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращается, о том, что определяющим условием подтверждения права на получение пенсии по случаю потери кормильца является не изменение статуса, а именно фактическое обучение, внесения в мотивировочную часть решения суда вывода о том, что выплата пенсии по случаю потери кормильца во время нахождения в академическом отпуске продолжает выплачиваться на общих основаниях, судебная коллегия находит не подлежащими удовлетворению, так как они основаны на неверном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 16 июня 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кныш С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.