Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей Фоминой Е.А., Нечепуренко Д.В.,
при секретаре Скороходовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя Администрации Советского района г. Томска Есиповой А. Е. на решение Советского районного суда г. Томска от 02 февраля 2016 года
дело по иску Василевича И. А. к Администрации Советского района г.Томска, администрации г.Томска о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя Администрации Советского района г. Томска, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Василевич И.А. обратился в суд с иском к Администрации Советского района г.Томска, администрации г.Томска, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ Администрации Советского района г. Томска от 28.07.2015 N 272/1; возложить на Администрацию Советского района г. Томска обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; возложить на администрацию г.Томска обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований ссылался на то, что является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: /__/. Совместно с ним правообладателями жилого помещения являются его мать В., братья В., В., Е. В связи с наличием у истца Василевича И.А. тяжелой формы хронического заболевания, при котором совместное проживание невозможно, его мать и братья проживают отдельными семьями, ведут отдельное хозяйство. Обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего в квартире менее установленных норм, иного жилья у истца нет. Администрацией Советского района г.Томска необоснованно отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считал, что является малоимущим, в связи с чем в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также дополнительной жилой площади в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
Определением Советского районного суда г. Томска от 15.01.2016 производство по делу в части требования о признании незаконным решения Администрации Советского района г. Томска от 28.07.2015 N 272/1 прекращено в связи с принятием отказа истца от иска в данной части.
В судебном заседании истец Василевич И.А. требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Советского района г. Томска Есипова А.Е. требования не признала, пояснив, что истцом не доказана совокупность фактов, предусмотренных п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, истец обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г.Томска. В письменном отзыве представитель администрации г.Томска указал, что право истца на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не возникло ввиду несоблюдения процедуры реализации права при постановке на учет в качестве нуждающегося.
Обжалуемым решением (с учетом определения суда от 30.06.2016 об исправлении описки в решении) суд на основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 31, 50 - 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", преамбулы, статей 1, 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N901, постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", статьи 3 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 N131-ОЗ "О жилищном фонде социального использования в Томской области", решения Думы г.Томска от 13.12.2005 N27 "Об установлении учетной нормы и предоставления жилого помещения по договору социального найма", пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" исковые требования Василевича И.А. удовлетворил, возложил на Администрацию Советского района г.Томска обязанность принять Василевича И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением суда на администрацию г.Томска возложена обязанность предоставить Василевичу И.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 20,04 кв.м в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Советского района г.Томска Есипова А.Е. просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Считает, что судом не учтены все представленные сторонами доказательства, не приняты во внимание некоторые обстоятельства, вследствие чего дана неверная оценка доводам сторон. Истцом не доказано наличие у него права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку не представлено справок из БТИ об отсутствии жилых помещений. Кроме того, суммарная обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в данном случае составляет /__/ кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории г. Томска в размере 10 кв.м на человека. Таким образом, судом при рассмотрении дела не установлена совокупность условий необходимая для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, следовательно, нет оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Василевича И.А. Сергеева Т.А. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как видно из дела, Василевич И.А. зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: /__/, по данному адресу совместно с истцом зарегистрированы его мать - В., братья - ФИО14, В., Е. Данное жилое помещение представляет собой четырехкомнатную квартиру, принадлежащую на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/5, на основании договора передачи от 18.09.2013 N5685 Василевичу И.А., В., ФИО15, В., Е.
Василевич И.А. является /__/ бессрочно по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Василевич И.А. страдает /__/, который на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" дает ему право на дополнительную жилую площадь.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии права Василевич И.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем возложил на орган местного самоуправления обязанность принять истца на учет и предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
С данным выводом суда и его обоснованием судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действовашие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем истцом в материалы, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих наличие у истца объективной нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Более того, из представленной в материалы дела справки следует, что истцу отказано в признании его малоимущим, в связи с этим вывод суда о наличии у ответчика обязанности поставить истца на учет и предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма является ошибочным.
Наличие заболевания, подпадающего под установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и оно подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328, п. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 02 февраля 2016 года отменить, принять новое, которым в удовлетворении иска Василевича И.А. к Администрации Советского района, администрации г. Томска о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.