Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
судей Небера Ю.А., Простомолотова О.В.,
при секретаре Кравченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, администрации Города Томска о понуждении к совершению действий
по апелляционным жалобам департамента финансов администрации Города Томска, администрации Города Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 02 июня 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя департамента финансов администрации Города Томска Когута М.С., настаивавшего на апелляционной жалобе, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области Костериной А.Л., директора МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска Васильева В.И., представителя департамента образования Города Томска Беловой С.А., считавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области) обратилось с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска (далее - МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска), администрации Города Томска о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что в ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий специалистами Управления Роспотребнадзора по Томской области в МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, расположенной по адресу: /__/, были выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, предусмотренных пунктом 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10, по результатам составлен акт проверки N 90 от 22.05.2013 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 91 от 22.05.2013. При проведении очередной плановой выездной 30.11.2015 установлено, что нарушения санитарного законодательства не устранены, в кабинетах остекление окон выполнено не из цельного стеклополотна (срок исполнения по выданному предписанию 01.01.2014); отделка стен и потолка в спортивном зале с дефектами и трещинами, местами присутствует грибок (срок исполнения по предписанию до 01.09.2013); в учебных кабинетах полы с дефектами и трещинами (срок исполнения по предписанию до 01.09.2013). По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.11.2015 N 163. В отношении директора школы Васильева В.И. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление N 12/29 от 08.12.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изменения предмета заявленных требований истец просил возложить обязанность на МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска в срок до 31.12.2016 выполнить остекление окон из цельного стеклополотна в кабинетах N 6, 17, 19, 21-29, 31-36, 38, 40-45 в соответствии с требованиями пункта 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10; провести ремонт стен и потолка в спортивном зале в соответствии с требованиями пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10; провести ремонт пола в учебных кабинетах N 23, 31, 40, 42, 44 в соответствии с требованиями пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10; обязать администрацию Города Томска обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Томской области Костерина А.Л. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования с учетом изменений. Считала возможным установить для МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска срок исполнения возлагаемой обязанности по проведению ремонтных работ до 01.09.2017, а для администрации Города Томска срок для обеспечения финансирования до 01.06.2017.
Директор МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска Васильев В.И. в судебном заседании не признал исковые требования. Указал, что установленные нарушения действительно имеют место быть. Школа включена в городскую программу "Школьное окно", но денежные средства на замену окон так и не были выделены. Выполнить ремонт стен, потолка и полов в кабинетах и спортивном зале возможно только при проведении комплексного капитального ремонта в здании школы, финансирование которого в соответствии с действующим законодательством должно быть возложено на администрацию Города Томска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Города Томска.
В представленном суду отзыве представитель администрации Города Томска Бирюкова К.А. исковые требования не признала, указала, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком. Решением Думы Города Томска от 30.10.2007 N 683 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 24.05.2005 N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" утверждено положение о департаменте образования администрации Города Томска, в соответствии с которым предметом деятельности департамента является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Финансирование расходов на содержание департамента осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск", а именно за счет средств департамента финансов администрации Города Томска.
Представитель третьего лица департамента образования Города Томска Белова С.А. в судебном заседании считала требования подлежащими удовлетворению с учетом возложения обязанности по финансированию на администрацию Города Томска.
Представитель третьего лица департамента финансов администрации Города Томска Писушина Я.П. в судебном заседании пояснила, что департамент финансов администрации Города Томска не может являться третьим лицом по настоящему делу, поскольку на него как на финансовый орган муниципального образования "Город Томск" возложена обязанность по ведению лицевого счета МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, которая обусловлена тем, что учреждение в соответствии с бюджетным законодательством получает бюджетное финансирование на основании разработанного учредителем муниципального задания и полученных для его выполнения субсидий.
Обжалуемым решением суд иск Управления Роспотребнадзора по Томской области удовлетворил. Обязал МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска в срок до 01.09.2017 выполнить остекление окон из цельного стеклополотна в кабинетах N 6, 17, 19, 21 - 29, 31 - 36, 38, 40-45 в соответствии с требованиями пункта 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10; провести ремонт стен и потолка в спортивном зале в соответствии с требованиями пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10; провести ремонт пола в учебных кабинетах N 23, 31, 40, 42, 44 в соответствии с требованиями пункта 4.29 СанПин 2.4.2.2821-10; обязал администрацию Города Томска обеспечить за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" финансирование работ по выполнению остекления окон, ремонта стен и потолка в спортивном зале, ремонта пола в учебных кабинетах в МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска в срок до 01.06.2017.
В апелляционной жалобе администрация Города Томска просит решение отменить, принять новое, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Указывает, что судом неверно применены нормы материального права, удовлетворен иск к ненадлежащему ответчику.
Отмечает, что МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска нуждается в проведении комплексного капитального ремонта. Согласно распоряжению администрации Города Томска от 14.07.2014 N р697 утвержден порядок формирования перечня объектов социальной сферы, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск" и подлежащих капитальному ремонту и реконструкции. Во исполнение данного распоряжения департамент образования предоставил информацию о перечне образовательных учреждений, здания которых подлежат капитальному ремонту в 2017 года и плановом периоде до 2019 года, в указанный перечень включено и здание МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска.
Ссылаясь на положения о департаменте образования администрации Города Томска, указывает, что предметом деятельности департамента является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; департаментом образования осуществляется функция по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; департамент анализирует состояние объектов муниципальной собственности, закрепленной за образовательными учреждениями на праве оперативного управления, подает ежегодно заявки на их капитальный и текущий ремонт; выполнение департаментом приведенных функций, финансирование расходов на содержание департамента осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск", а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Томской области и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, финансирование выполнения департаментом образования названных функций будет осуществляться за счет департамента финансов администрации Города Томска, в связи с чем администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком.
Надлежащим представителем муниципального образования "Город Томск" по настоящему делу, по мнению автора апелляционной жалобы, является департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, как собственник имущества, в отношении которого вынесено обжалуемое решение. Однако к участию в деле данный департамент привлечен не был.
В апелляционной жалобе третье лицо департамент финансов администрации Города Томска просит решение в части возложения на администрацию Города Томска обязанности обеспечить за счет средств казны муниципального образования "Город Томск" финансирование работ по выполнению остекления окон, ремонта стен и потолка в спортивном зале, ремонта пола в учебных кабинетах в МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска в срок до 01.06.2017 отменить, принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает, что в соответствии с Уставом школа является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет в оперативном управлении обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; школа обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе финансово-экономической деятельности; отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у нее на праве оперативного управления
Также школе предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, доходы от которой и имущество, приобретенное на эти доходы, принадлежат ей на праве собственности. На основании пункта 8.8 Устава при осуществлении оперативного управления имуществом школа обязана осуществлять его текущий ремонт.
Суд вопрос о наличии у школы таких доходов и имущества не исследовал, не дав оценку обязанности школы по осуществлению текущего ремонта, возложил напрямую на администрацию Города Томска обязанность за счет средств муниципальной казны профинансировать ремонтные работы.
Считает, что возложение обязанности финансировать ремонтные работы при наличии денежных средств у самой школы является незаконным.
Судом не было учтено, что СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Суд не обосновал, каким образом данные правила распространяются на публичный субъект права - муниципальное образование. Охрана здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях не является вопросом местного значения, из полномочий собственника напрямую не вытекает, в связи с чем вывод суда о необходимости финансирования спорных ремонтных работ считает не основанным на законе.
Полагает, что поскольку непосредственно муниципальное образование "Город Томск", как публично-правовой субъект, не указано в качестве лица, участвующего в деле, следовательно, судом обязанность по финансированию спорных работ возложено на администрацию Города Томска как казенное учреждение. Однако основания для такого возложения судом в решении не приведены.
Денежные средства в соответствии с бюджетом на 2016 год выделены главному распорядителю в сфере образования - департаменту образования администрации Города Томска для распределения бюджетных ассигнований между подведомственными учреждениями - получателями бюджетных средств. Администрация Города Томска не осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета муниципального образования "Город Томск" по отрасли образования и не участвует в формировании бюджета муниципального образования "Город Томск" по вышеуказанной отрасли. Муниципальное задание школе также утверждает Департамент образования администрации Города Томска.
Таким образом, суд фактически обязал одно муниципальное казенное учреждение - администрацию Города Томска, не наделенную бюджетными средствами, профинансировать работы другого казенного учреждения без установленных законом, нормативно-правовыми актами оснований.
Относительно апелляционных жалоб представителем департамента образования Города Томска Беловой С.А., представителем Управления Роспотребнадзора по Томской области Костериной А.Л. поданы возражения о несостоятельности их доводов и законности судебного постановления.
Администрация Города Томска, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, в связи с чем на основании части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Города Томска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В абзаце 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно статье 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пункта 1 статьи 28 того же закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29.12.2010 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В соответствии с пунктом 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.
В пункте 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 закреплено, что полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
Пункт 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривает, что остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
На основании пунктов 1.3, 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 данные правила распространяются, в том числе на действующие общеобразовательные организации и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, утвержденном департаментом образования администрации Города Томска 18.11.2015, учреждение является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования "Город Томск" в сфере образования (пункт 1.3).
Пунктом 1.26.3 Устава МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска предусмотрено, что учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения. При реализации образовательных программ учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (пункт 2.16.3).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в результате проверки, проведенной специалистами Управления Роспотребнадзора по Томской области 22.05.2013 в МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, расположенном по адресу: /__/, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 189 от 29.12.2010, в том числе указано на то, что в учебных помещениях и коридорах здания остекленение окон выполнено не из цельного стеклополотна; в спортивном зале на стенах щели, отваливается штукатурка, стены и потолок с признаками поражения грибком из-за протекания кровли; полы в части учебных помещений (N 28 и кабинет химии) имеют щели, порван линолеум, что зафиксировано в акте проверки от 22.05.2013 N 90.
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Томской области выдано предписанием от 22.05.2013 N 91, которым с целью устранения выявленных нарушений МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска предложено в срок до 01.09.2013 провести ремонт стен и потолка в спортивном зале и провести ремонт пола; в срок до 01.01.2014 во всех кабинетах, холле 1-го этажа, 2-го этажа провести остекленение окон из цельного стеклопакета.
В установленный срок требования предписания в этой части не исполнены.
Согласно акту плановой проверки Управления Роспотребнадзора по Томской области от 30.11.2015 N 1069, проведенной в отношении МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, выявлены нарушения пунктов 4.28, 4.29, 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, установлено, что отделка стен и потолка в спортивном зале с дефектами и трещинами, местами присутствует грибок; в учебных кабинетах N 23-31, 40, 42, 44 полы с дефектами трещинами; в учебных кабинетах остекленение окон выполнено не из цельного стеклополотна, стекла стычные, треснувшие и разбитые.
Управлением Роспотребнадзора по Томской области выдано новое предписание N 163 от 30.11.2015 об устранении МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска выявленных нарушений, среди прочего, предложено в срок до 01.09.2016 привести отделку стен и потолка в спортивном зале в соответствии с пунктом 4.28 СанПиН 2.4.1.2821-10; в срок до 01.09.2016 провести ремонт пола в учебных кабинетах N 23, 31, 40, 42, 44 в соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.4.1.2821-10; в срок до 01.09.2016 заменить стычные, треснувшие и разбитые стекла, остекленение окон в учебных кабинетах выполнить из цельного стеклополотна в ответствии с пунктом 6.10 СанПиН 2.4.1.2821-10.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Томской области N 12/29 от 08.12.2015 директор МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска Васильев В.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Из дела усматривается, что неисполнение МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска требований предписаний связано с отсутствием у учреждения средств для финансирования указанных работ.
В соответствии с актом по проверки готовности образовательного учреждения к 2014-2015 учебному году, утвержденным начальником департамента образования администрации Города Томска 14.08.2014, комиссия установила, что к новому учебному году в здании проведены текущие ремонтные работы (побелка, покраска силами персонала), по результатам проверки отмечено, что требуется комплексный капитальный ремонт здания.
О необходимости финансирования, в том числе требуемых работ, директор МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска обращался в департамент образования администрации Города Томска, указывая на отсутствие финансовой возможности для реализации мероприятий, необходимых для устранения недостатков, отмеченных в предписаниях Управления Роспотребнадзора по Томской области.
Доказательств того, что ассигнования на требуемый ремонт выделялись, в материалы дела не представлены.
Согласно Уставу МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска (пункт 1.7). Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1.11). Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (пункт 8.14).
Поскольку несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска носит длящийся характер и свидетельствует о непринятии ответчиками комплекса мер, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья воспитанников общеобразовательного учреждения, суд первой инстанции, принимая решения об удовлетворении исковых требований, правомерно возложил на ответчика МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска обязанность по их устранению и проведению работ по остеклению окон из цельного стеклополотна, по ремонту стен и потолка в спортивном зале, пола в учебных кабинетах, а на ответчика администрацию Города Томска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования "Город Томск", являющейся учредителем муниципального автономного образовательного учреждения и собственником недвижимого имущества, - обязанность по обеспечению финансирования указанных работ за счет средств казны муниципального образования "Город Томск".
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права, подлежащих применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, положенные в основу апелляционных жалоб, направленные на критику судебного решения, выводов суда не опровергают и не являются основанием к его отмене.
Так, пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 28 названного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска является муниципальным автономным учреждением, здание школы по адресу: /__/, находится у него в оперативном управлении, данное образовательное учреждение в соответствии с положениями части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" несет ответственность за создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами.
Кроме того, МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска как владелец и пользователь здания школы на праве оперативного управления в силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано следить за его надлежащим состоянием, отвечающим требованиям безопасности для жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, в том числе и за своевременным осуществлением работ по ремонту.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска обязанности произвести работы по остеклению окон из цельного стеклополотна, по ремонту стен и потолка в спортивном зале, пола в учебных кабинетах, поскольку эксплуатация здания в таком состоянии влечет нарушение прав учащихся на безопасные условия обучения, охрану жизни и здоровья.
Также судебная коллегия, вопреки доводам апелляционных жалоб, считает правомерным вывод суда о возложении на администрацию Города Томска обязанности по финансированию вышеуказанных ремонтных работ за счет средств казны муниципального образования "Город Томск".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В статье 6 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" закреплено, что учредителем автономного учреждения является муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. В отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляются органом местного самоуправления в порядке, определяемом местной администрацией.
В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность не по всем обязательствам данного учреждения при недостаточности имущества последнего, а только в случае причинения вреда гражданам.
Однако это не свидетельствует о том, что муниципальное образование "Город Томск", в лице администрации Города Томска, как собственник недвижимого имущества автономного учреждения МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска не должно нести обязанности по финансированию проведения в здании образовательного учреждения требуемых ремонтных работ.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. При этом полномочия органов местного самоуправления определяются его уставом.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Томск" является администрация г. Томска (статья 25 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 N 1475).
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска администрация Города Томска от имени муниципального образования "Город Томск" осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск", выступает в суде от имени муниципального образования "Город Томск". Помимо прочего, администрация в порядке, установленном Думой, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности (подпункт 1.4 пункта I статьи 40); организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организует отдых детей в каникулярное время (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 40).
В связи с чем доводы апелляционных жалоб о том, что администрация Города Томска является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны и подлежат отклонению.
Кроме того, согласно части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (часть 2). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем (часть 3). Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4).
В соответствии с абзацем 33 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Однако как следует из отзыва МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, а также возражений департамента образования администрации Города Томска, финансовых средств на проведение требуемых ремонтных работ в муниципальном задании и в плане финансово-экономической деятельности МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска не заложено.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Распоряжением администрации Города Томска от 14.07.2014 N р697 утвержден порядок формирования перечня объектов социальной сферы, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск" и подлежащих капитальному ремонту или реконструкции в очередном финансовом году и плановом периоде.
Департаментом образования администрации Города Томска Мэру Города Томска представлена информация о перечне образовательных учреждений, здания которых, по их мнению, подлежат капитальном ремонту в 2017 году и плановом периоде до 2019 года, в указанный перечень включено здание МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, при этом отмечено, что в отношении данного здания имеется предписание надзорного органа и его состояние характеризуется как ветхое.
Вместе с тем отсутствуют доказательства, подтверждающие включение здания МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска по адресу: /__/, в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2017 году, а также в соответствующие муниципальные программы капитального ремонта и реконструкции.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что полномочия по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" лежат на администрации г. Томска, судом установлена объективная безотлагательная необходимость проведения требуемых ремонтных работ здания школы, расположенного по адресу: /__/, а также возможность возникновения угрозы жизни и здоровью обучающихся и сотрудников учреждения, т.к. с 2013 года данные ремонтные работы произведены не были, финансирования на их проведение учредителем МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска выделено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований надзорного органа и правомерно возложил на администрацию Города Томска обязанность по обеспечению финансирования необходимых ремонтных работ здания школы, расположенного по адресу: /__/.
Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия исходит, в том числе и из необходимости принудительной реализации ответчиком возложенной на него законом обязанности по финансированию созданного им образовательного учреждения в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений.
Также судебная коллегия учитывает, что в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование местного бюджета относится к полномочиям органов местного самоуправления, при реализации которых должны приниматься во внимание требования законодательства в области организации деятельности образовательных учреждений.
При этом определенный судом срок для финансирования работ по ремонту здания школы до 01.06.2017 позволяет администрации Города Томска при формировании бюджета на 2017 год предусмотреть средства для финансирования данных мероприятий.
Непривлечение к участию в деле департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, на что указано в апелляционной жалобе, не является основанием к отмене решения суда, так как не препятствует администрации Города Томска, в структуру которой входит указанный департамент, исполнить возложенную на нее законом и судом обязанность профинансировать работы по выполнению остекления окон, ремонту стен и потолка в спортивном зале, ремонту пола в учебных кабинетах здания МАОУ СОШ N 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска, притом что согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" именно к полномочиям органа местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций. Кроме того, учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование "Город Томск", в лице администрации Города Томска.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 02 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы департамента финансов администрации Города Томска, администрации Города Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.