Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 27 сентября 2016 г. по делу N 33а-352/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Далбаевой С.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика - начальника отделения (территориального, город А ... ) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Территориальное отделение) Балконского А.Г. и представителя административного ответчика - начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) Юсуповой Т.Г. на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 года и дополнительное решение того же суда от 28 июня 2016 года по административному исковому заявлению представителя административного истца Янцевича С.Е., поданного в интересах военнослужащего войсковой части 1 майора Герасименко А.Н., об оспаривании решения начальника Территориального отделения о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционных жалоб и принесенных на них возражений, окружной военный суд
установил:
Герасименко, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 1, по прибытии к новому месту службы решением начальника Территориального отделения от 09 декабря 2013 года N ... принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
21 октября 2015 года начальник Территориального отделения пришёл к выводу о неправомерных действиях должностных лиц при вынесении обозначенного решения, в связи с чем, руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 54 и пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса (далее - ЖК) Российской Федерации, снял административного истца с жилищного учёта. Основанием к тому послужило обеспечение в 2000 году семьи Герасименко жилым помещением, которое последний в установленном порядке не сдал.
Посчитав свои права нарушенными, Герасименко через своего представителя Янцевича обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение начальника Территориального отделения незаконным.
Решением Абаканского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 года требования административного истца удовлетворены частично, решение начальника Территориального отделения признаны незаконными. Дополнительным решением этого же гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года на начальника Территориального отделения возложена обязанность по отмене решения о снятии Герасименко с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Кроме того, в пользу Герасименко с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.
В идентичных по содержанию апелляционных жалобах начальник Территориального отделения Балконский и представитель Управления Юсупова, полагая принятое по делу решение незаконным в связи с существенным нарушением норм материального права, просят его отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование этого они, ссылаясь на обстоятельства дела, нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, и практику Верховного Суда Российской Федерации, приводят доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что Герасименко, будучи однажды обеспеченным жилым помещением как военнослужащий, не может повторно претендовать на получение жилья.
Так, по их мнению, суд не дал правовой оценки тому факту, что Герасименко в 2000 году уже был обеспечен по линии Министерства обороны Российской Федерации квартирой в городе К ... Красноярского края по адресу: микрорайон С ... , дом ... , квартира ... , а впоследствии переоформил лицевой счет квартиры на свою мать и снялся с регистрационного учета. Этими действиями административный истец умышленно ухудшил свои жилищные условия, то есть злоупотребил своим правом, чтобы быть повторно признанным нуждающимся в получении жилого помещения.
Кроме того, Герасименко, вопреки законодательным предписаниям, не сдал указанное жилое помещение или его долю в квартирно-эксплуатационные органы Министерства обороны Российской Федерации, что согласно действующему законодательству препятствует его повторному обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
В возражениях на апелляционные обращения административный истец, опровергая изложенные в них доводы, настаивает на законности обжалованного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Пунктами 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
Таким образом, с военнослужащим невозможно заключить договор социального найма распределенного ему жилого помещения без сдачи уполномоченному органу ранее занимаемого этим военнослужащим жилого помещения, предоставленного от военного ведомства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.)
Таким образом, государство несёт перед военнослужащими обязанность по безвозмездному предоставлению жилой площади с соблюдением требований, предусмотренных законодательством, только один раз за всё время военной службы. Поэтому в случае, когда военнослужащий ранее обеспечивался жильём за счёт государства по установленным нормам, повторное распределение ему жилого помещения в порядке, определяемом статьёй 15 Закона, исключается, в том числе по истечении установленного статьёй 53 ЖК РФ срока, в пределах которого граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть поставлены на учёт.
Как видно из материалов дела, с августа 1995 по февраль 2003 года Герасименко проходил военную службу по контракту. В августе 2007 года он вновь поступил на военную службу по контракту и проходит ее по настоящее время.
В марте 2000 года на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 2 и выданного КЭЧ - войсковая часть 3 ордера на состав семьи 3 человека (Герасименко, его супруга и дочь, 19 ... года рождения) ему предоставлена в закрытом военном городке по установленным нормам квартира N ... дома ... (в последующем дом ... микрорайона С ... ) города К ... общей площадью 48,1 квадратных метра ).
При этом ни из материалов дела, в том числе, из ордера на указанную квартиру ) не усматривается, что она относится к категории служебных жилых помещений.
В 2001 году истец вселил в нее свою мать и сестру, а после расторжения брака из квартиры выселены и сняты в 2003 году с регистрационного учёта по судебному решению его бывшая супруга и дочь ).
Также, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25 марта 2008 года N ... прекращено право оперативного управления войсковой части 4 на относящееся к федеральной собственности имущество, которое передано согласно приложению в собственность муниципального образования город К ... Красноярского края, в том числе квартира ... дома N ... в микрорайоне С ... в городе К ... , которая таким образом приобрела правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма ).
11 января 2009 года мать Герасименко заключила договор социального найма с Администрацией города К ... на указанное жилое помещение, а в июне 2011 года перевела ее в свою собственность путем приватизации ).
Административный истец снялся с регистрационного учета и выехал из названной квартиры 21 января 2009 года, то есть после заключения с его матерью договора социального найма.
Следует отметить, что Герасименко и члены его семьи, проживавшие в обозначенной квартире, были обеспечены жилым помещением в соответствии с учетной нормой в 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, предусмотренной постановлениями Администрации города К ... Красноярского края от 16 июня 2005 года N ... и от 05 мая 2011 года N ...
При таких обстоятельствах, Герасименко предоставленное ему от Министерства обороны Российской Федерации жилье в установленном порядке не сдал и фактически распорядился им по своему усмотрению.
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сдача военнослужащим жилого помещения соответствующему органу власти подразумевает одновременный выезд и снятие с регистрационного учета по месту жительства не только самого военнослужащего, но и всех членов его семьи, к которым относилась мать и сестра Герасименко, чего административным истцом сделано не было. Поэтому и оснований для его принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не имелось.
В этой связи оспоренное решение уполномоченного органа от 21 октября 2015 года N ... согласуется с обстоятельствами спора, подтверждёнными надлежащими доказательствами, принято в пределах полномочий административного ответчика и прав Герасименко не нарушает. Приводимые же в обоснование обратного доводы возражений административного истца подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и базирующиеся на неправильном толковании закона.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности решения уполномоченного органа в связи с тем, что выезд Герасименко и снятие его с регистрационного учета по месту жительства по адресу: город К ... , микрорайон С ... , дом N ... , квартира ... , осуществлены после передачи названого жилого помещения в собственность муниципалитета города К ... , то есть фактически расценены судом как действия по сдаче жилого помещения его собственнику, является ошибочным и противоречащим обстоятельствам спора и действующему законодательству, что согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ влечёт отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
Решение Абаканского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 года и дополнительное решение того же суда от 28 июня 2016 года по административному иску представителя по доверенности Янцевича С.Е., заявленному в интересах майора Герасименко А.Н., отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
Председательствующий по делу А.Г. Лебедев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.