Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Шишкина И.В., Шипилова Т.А.,
при секретаре Климовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2016 года апелляционную жалобу С. на решение Химкинского городского суда Московской области от 31 мая 2016 года по делу по иску С. к ГУ УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области, в котором просил признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.03.2016г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включить в специальный стаж период работы с 11.05.1994г. по 03.12.2015г. в должности бортпроводника в ОАО "Аэрофлот - Российские Авиалинии", ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", ООО "Северный ветер", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 03.12.2015г.
Требования мотивированы тем, что 03.12.2015г. истец обратился в ГУ УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.03.2016г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано на том основании, что бортпроводники не входят в состав летного экипажа воздушного судна и, следовательно, не могут пользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 31.05.2016г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Судом установлено, что С. обратился в ГУ УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17.03.2016г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано на том основании, что бортпроводники не входят в состав летного экипажа воздушного судна и, следовательно, не могут пользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
В специальный стаж не включены периоды работы истца в должности бортпроводника с 11.05.1994г. по 07.05.2004г. в ОАО "Аэрофлот - Российские Авиалинии", с 12.05.2004г. 06.10.2009г. в ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА", с 19.10.2009г. по настоящее время в ООО "Северный ветер".
Как следует из копии трудовой книжки и справок от 16.11.2015г. N 1672, от 13.10.2015г. N 227 и от 26.10.2015г. N 125.11-268а, выданных ООО "Северный ветер", ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" и ПАО "Аэрофлот" истец в период с 1994г. по 2015г. истец действительно работал в должности бортпроводника в данных авиакомпаниях в режиме полной рабочей недели, полного рабочего дня.
Согласно летной книжки истца налет часов за спорный период времени составил 13515 часов 47 минут.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002.
Согласно разделу XXI "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" Списка N 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к выводу, что бортпроводники к членам летного экипажа не относятся и, следовательно, им не может быть назначена досрочная страховая пенсия по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Выполнение С. работ по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, которые являются непосредственной обязанностью бортпроводника, не было связано с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизиологические нагрузки и дает право на досрочную пенсию по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при достижении возраста 50 лет истец имеет право на досрочную трудовую пенсию по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.