И.о. председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу начальника "данные изъяты" филиала Акционерного общества "Транснефть-Приволга" Инжеватова Е.В. - законного представителя Акционерного общества "Транснефть-Приволга", на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 18.11.2015, решение Октябрьского районного суда г.Самары от 12.04.2016 и решение Самарского областного суда от 16.06.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по "адрес" от 18.11.2015 Акционерное общество "Транснефть-Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 12.04.2016 постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 18.11.2015 оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 16.06.2016 оставлены без изменения постановление должностного лица от 18.11.2015 и решение районного суда от 12.04.2016.
В надзорной жалобе законный представитель АО "Транснефть-Приволга" Инжеватов Е.В., ссылаясь на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверки в отношении юридического лица, считает недопустимым доказательством заключение от 22.10.2015, неправильно квалифицированными действия юридического лица, постановление вынесенным в отношении ненадлежащего субъекта, необоснованно не примененными при назначении наказания положения чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, и просит отменить постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу, а также выдать справку о возврате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и
почв и иное негативное воздействие на землю и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
Требования по селективному снятию и нанесению плодородного слоя почвы и минерального грунта при проведении земляных работ содержатся в ГОСТ 17.5.3.06-85 "Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ", ГОСТ 17.04.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ".
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно части 1 статьи 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 39 Закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы") проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17.05.2010 N-п "Об утверждении порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области" работы, связанные с нарушением почвенного покрова, осуществляются на основании Разрешения.
Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями правильно установлено, что 15.04.2015 между АО "Транснефть-Приволга" и ООО СК " "данные изъяты"" заключен контракт на выполнение работ по строительству объекта N " "данные изъяты"",
2.
включая строительно-монтажные работы на объекте, принадлежащем заказчику, которые проводились по территории "адрес", в т.ч. земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения в "адрес", расположенного южнее "адрес", номер кадастрового квартала N, используемого на основании разрешения N от 10.06.2015 без разграничения государственной собственности и установления сервитута. В ходе работ произошло перемешивание плодородного слоя почвы с подстилающим горизонтом, что привело к существенному снижению показателей плодородия почвы, и подтверждается результатами исследований почвенных образцов (заключение N от 22.10.2015 ФГБУ "Самарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области) и визуальным осмотром (протокол осмотра N 07/11-130/2015 от 09.09.2015).
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 05.11.2015 главным государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области в отношении АО "Транснефть-Приволга" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и вынесения 18.11.2015 заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по "адрес" постановления по делу об административном правонарушении.
В подтверждение, что АО "Транснефть-Приволга" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.08.2015 (т.1 л.д.9); протокол осмотра N07/11-130/2015 от 09.09.2015 и схема расположения земельного участка (т.1 л.д.10-11, 13-14); протокол отбора проб почвы от 09.09.2015 (т.1 л.д.12); протокол от 05.11.2015 об административном правонарушении (т.1 л.д.15-16); заключенный 15.04.2015 между АО "Транснефть-Приволга" и ООО СК " "данные изъяты"" контракт о выполнении работ по строительству объекта N " "данные изъяты"", включая строительно-монтажные работы на объекте, принадлежащем заказчику (т.1 л.д.49-113); разрешение N от 07.09.2015, выданное министерством сельского хозяйства и продовольствия "адрес" Акционерному обществу "Транснефть-Приволга" на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения "адрес" (л.д.114); заключение N от 22.10.2015, согласно которому на территории обследуемого участка произошло существенное снижение показателей (критериев) плодородия, наступившее в результате перемешивания плодородного слоя почвы с подстилающим горизонтом (л.д.115-121); письмо от 21.07.2015 N администрации м.р. "адрес" Самарской области в адрес Управления Россельхознадзора по "адрес" о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Транснефть-Приволга" по поводу проведения работ, связанных со вскрытием плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.183); постановление администрации м.р. "адрес" Самарской области N от 10.06.2015 о выдаче АО "Транснефть-Приволга" разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, и разрешение N от 10.06.2015 (л.д.211-212, 213), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО "Транснефть-Приволга" в совершении данного административного правонарушения.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что при проведении строительных работ на объекте " "данные изъяты"" (с электроснабжением) на территории "адрес" на земельном участке в кадастровом квартале N АО "Транснефть-Приволга" не обеспечило соблюдение правил и норм по защите земель в части соблюдения требований по селективному снятию и нанесению плодородного слоя почвы и минерального грунта при проведении земляных работ.
При вынесении постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности АО "Транснефть-Приволга" в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 18.11.2015 должностным лицом постановления по жалобе АО "Транснефть-Приволга" проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 12.04.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда 12.04.2016 решения проверены судьей областного суда, в решении которого от 16.06.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на решение районного суда с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения районного суда.
Доводы жалобы о допущенных при проведении проверки нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку не издавался приказ о проведении внеплановой выездной проверки с последующим его направлением юридическому лицу, и проведение проверки не согласовано с органами прокуратуры, являются несостоятельными.
В силу п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что письмом от 21.07.2015 N администрация м.р. "адрес" Самарской области направила в адрес Управления Россельхознадзора по "адрес" информацию, содержащую сведения о необходимости проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Транснефть-Приволга" по поводу проведения работ, связанных со вскрытием плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения.
При рассмотрении данного обращения должностное лицо Управления Россельхознадзора по "адрес" воспользовалось правом, предусмотренным ч.2 ст.22.2, ч.3 ст.28.1 КоАП РФ, на возбуждение дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ административным органом принято решение о проведении административного расследования, и вынесены соответствующие процессуальные документы.
В силу ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении административного расследования положения Закона N 294-ФЗ не применяются.
Довод о том, что проверка проводилась в отношении земель, не относящихся к сельскохозяйственным, а, следовательно, ненадлежащим должностным лицом, является необоснованным, поскольку постановлением администрации м.р. "адрес" Самарской области от 10.06.2015 и разрешением N от 10.06.2015 (приложение N к постановлению администрации м.р. "адрес" Самарской области от 10.06.2015), разрешением министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области N188 от 07.09.2015,
3.
актом осмотра земельного участка подтверждается, что земли, на которых проводило работы АО "Транснефть-Приволга", относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы об отсутствии состава административного правонарушения и вины АО "Транснефть-Приволга" в совершении административного правонарушения были предметом исследования предыдущими судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты.
При таких обстоятельствах, выводы должностного лица и судебных инстанций о доказанности вины АО "Транснефть-Приволга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
При назначении АО "Транснефть-Приволга" административного наказания требования ст.3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены, назначено минимальное наказание, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ для юридических лиц.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Ссылка заявителя в надзорной жалобе на нарушения норм Гражданско-процессуального кодекса РФ, в данном случае не корректна, поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче данной жалобы, подлежит возврату на основании п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку уплате не подлежала.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по "адрес" от 18.11.2015, решение Октябрьского районного суда г.Самары от 12.04.2016 и решение Самарского областного суда от 16.06.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Транснефть-Приволга" оставить без изменения, надзорную жалобу начальника "данные изъяты" филиала Акционерного общества "Транснефть-Приволга" Инжеватова Е.В. оставить без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Транснефть-Приволга" из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N (филиала банка ВТБ (ПАО) в "адрес" отделение Самара, "адрес") от 27.07.2016 при подаче жалобы государственную пошлину в размере 3000 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
И.о. председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.