И.о. председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Фель Л.Е. - представителя ООО "Волгатеплоснаб" на постановление мирового судьи судебного участка N33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 27.05.2016 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Волгатеплоснаб"
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 27.05.2016 года юридическое лицо - ООО "Волгатеплоснаб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 14.07.2016 года постановление мирового судьи от 27.05.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Фель Л.Е., указывая, что ООО "Волгатеплоснаб" не было надлежащим образом извещено о проведении проверки, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя юридического лица, также указывает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности и просит судебные решения отменить с прекращением производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате проведения в период с 19.03.2015 года по 01.04.2015 года начальником отделения ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - государственным инспектором по пожарному надзору проверки в отношении ООО "Волгатеплоснаб" по адресу: г. Самара, переулок Академический, 6 "а", выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных п.55, п.57 "Правил противопожарного режима в РФ", утвержденных постановлением Правительства N390 от 25.04.2012г., ФЗ N69 "О пожарной безопасности", НПБ 160-97, 151-2000 п.п. 1.1., 1.2, п.4.15 Норм пожарной безопасности, СНиП 21-01-97* п.5.18* табл.4* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ФЗ N123 ст.89 "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 п.4.3.4 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СНиП 21-01-97* п.6.28* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", выразившиеся: не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживаю и планово - предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); отсутствуют паспорта и порядковые номера установленных на объекте огнетушителей; места размещения ручных пожарных извещателей не обозначены знаками пожарной безопасности; в пожарном шкафу пожарный рукав не присоединен к пожарному крану; на внешних сторонах стенок пожарных шкафов отсутствуют буквенные обозначения, надписи и пиктограммы, включающие в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК, порядковый номер ШП и номера телефона ближайшей пожарной части, указательный знак пожарной безопасности, обозначающий размещение переносных огнетушителей; несущие элементы здания(металлические колонны) не доведены до требуемого предела огнестойкости (не обработаны огнезащитными материалами); не все помещения котельной защищены соответствующими автоматическими установками пожарной сигнализации; в полу на путях эвакуации около эвакуационного выхода допускаются перепады высотой менее 45см, - и выдано предписание N1679/1/1 от 01.04.2015 года, с предоставлением срока по устранению допущенных нарушений до 21.03.2016 года (л.д.7-8).
Согласно акту проверки N1191 от 22.04.2016 года, проведенной начальником отделения ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - государственным инспектором по пожарному надзору на основании распоряжения(приказа) N1191 от 25.03.2016 года начальника ОНД г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, ООО "Волгатеплоснаб" пункты N1,4,5,6,7,9 предписания N1679/1/1 от 01.04.2015 года: об организации проведения проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обозначении знаками пожарной безопасности мест размещения ручных пожарных извещателей; о присоединении к пожарному крану в пожарном шкафу пожарного рукава; о нанесении на внешних сторонах стенок пожарных шкафов буквенных обозначений, надписей и пиктограммы, включающих в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК, порядковый номер ШП и номера телефона ближайшей пожарной части, указательный знак пожарной безопасности, обозначающий размещение переносных огнетушителей; доведение несущих элементов здания(металлические колонны) до требуемого предела огнестойкости (обработка огнезащитными материалами); в полу на путях эвакуации около эвакуационного выхода допускаются перепады высотой менее 45см, - в установленный срок не выполнены, в связи с чем 22.04.2016 года в отношении ООО "Волгатеплоснаб" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО "Волгатеплоснаб" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N1134 от 22.04.2016 года об административном правонарушении (л.д.6); акт проверки N1191 от 22.04.2016 года с указанием нарушений, не выполненных в установленный срок (л.д. 8-10); предписание N1679/1/1 от 01.04.2015 года, выданное ООО "Волгатеплоснаб" об устранении нарушений требований пожарной безопасности, со сроком исполнения до 21.03.2016 года (л.д.11-13); распоряжение(приказ) N1191 от 25.03.2016 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Волгатеплоснаб" с целью проверки исполнения предписания N1679/1/1 от 01.04.2015 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.14); уведомление от 25.03.2016 года о проведении внеплановой выездной проверки, направленное 26.03.2016 года директору ООО "Волгатеплоснаб", и полученное 30.03.2016 года помощником руководителя Яшиной(л.д.16); устав ООО "Волгатеплоснаб" (л.д.18-20), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "Волгатеплоснаб" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.
В материалах дела отсутствуют сведения об обжаловании предписания N1679/1/1 от 01.04.2015 года в установленном законом порядке либо о переносе срока выполнения в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения в установленный срок.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Доводы представителя Фель Л.Е. о том, что юридическое лицо не извещалось органом государственного надзора о проведении проверки, являются несостоятельными.
В материалах дела имеется копия почтового уведомления с отметкой о получении 30.03.2016 Яшиной помощником руководителя ООО "Волгатеплоснаб", вместе с которым направлялась копия распоряжения N1191 от 25.03.2016 года и уведомление от 25.03.2016 о проведении внеплановой выездной проверки, (л.д. 14-16), что свидетельствует о надлежащем извещении ООО "Волгатеплоснаб" о предстоящей проверке.
Утверждение о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя юридического лица, является несостоятельным.
Из протокола об административном правонарушении N1134 от 22.04.2016 года усматривается, что данный протокол был составлен в присутствии представителя ООО "Волгатеплоснаб" Смирнова Д.П., о чем свидетельствует его подпись, о получении копии протокола 22.04.2016 года. (л.д.6-7)
Протокол составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей, никаких дополнений или замечаний от представителя ООО "Волгатеплоснаб" Смирнова Д.П. при составлении протокола не зафиксировано.
Доводы надзорной жалобы представителя о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения юридического лица ООО "Волгатеплоснаб" к административной ответственности за административное правонарушение по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, следует исчислять со дня истечения срока, установленного для устранения нарушения требований пожарной безопасности 21.03.2016 года, постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей 27.05.2016 года, то есть в предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности.
Для надлежащего выполнения в установленный срок вышеуказанного законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, ООО "Волгатеплоснаб" не приняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению не признанным незаконным предписания надзорного органа N1679/1/1 от 01.04.2016 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и устанавливающего административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела мировой судья установилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, дал надлежащую правовую оценку действиям ООО "Волгатеплоснаб" и пришел к обоснованному выводу о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Наказание ООО "Волгатеплоснаб" назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления, вынесенного 27.05.2016 года мировым судьей, были в полном объеме проверены районным судьей с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении судьи от 14.07.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО "Воглатеплоснаб" к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N33 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 27.05.2016 года и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 14.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Волгатеплоснаб" оставить без изменения, а надзорную жалобу Фель Л.Е. - представителя ООО "Волгатеплоснаб" оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
И.о. председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.