Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Музраевой С. И. на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Коротковой И.Е. N 40-Р от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с участием представителя заявителя Музраевой С.И. - Наумовича С.И., представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Спиридоновой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Коротковой И.Е. N 40-Р от ДД.ММ.ГГГГ Музраева С. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.21 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Музраева С.И. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала, что на основании приказа территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N669 проведена внеплановая документарная проверка по контролю выполнения требований предписания N ... от ДД.ММ.ГГГГ, представленных документов комитетом здравоохранения Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ N ... По мнению ТО Росздравнадзора по Волгоградской области комитетом здравоохранения Волгоградской области, а именно начальником отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности комитета здравоохранения Волгоградской области Музраевой С.И. в установленный срок не выполнен п.1 предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N ... , предусматривающий исполнение комитетом здравоохранения Волгоградской области, являющимся органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, и реализующим переданные полномочия по лицензированию медицинской деятельности, ч.6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в части предоставления соискателям лицензии возможности направления в лицензирующий орган заявления и прилагаемых документов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Согласно ч.6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" заявитель вправе направить в лицензирующий орган документы в электронном виде с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе посредством Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) и региональных порталов госуслуг, а также официальных сайтов лицензирующих органов (п. 9 Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2012 N 722. В обоснование своей позиции ТО Росздравнадзора по Волгоградской области указывает на то, что Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу 03.11.2011, в связи с чем Музраева С.И., находясь длительное время в занимаемой должности, - с 30.12.2013 не предоставила соискателям лицензии возможность направления в лицензирующий орган заявления и прилагаемые документы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также о безуспешной попытке получения государственной услуги путём обращения с использованием информационной системы (портала Губернатора и Администрации Волгоградской области). Согласно п. 4.1.2 Плана мероприятий (Дорожная карта) по внедрению в Волгоградской области лучших практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации проведение мероприятий по предоставлению лицензий в электронном виде запланированы на 2018 год. Поэтому довод ТО Роспотребнадзора по Волгоградской области о неисполнении обязанностей по предоставлению соискателям лицензии возможности направления в лицензирующий орган заявлений в форме электронного документа, по мнению заявителя не состоятелен. Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в Постановлении не указана дата, время направления заявления лицензиата, а также дата и время поступления этого заявления в лицензирующий орган, поскольку заявление не смогли направить по техническим причинам, а не по причинам не исполнения своих должностных обязанностей начальником отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности комитета здравоохранения Волгоградской области Музраевой С.И. согласно должностного регламента. В круг должностных обязанностей Музраевой С.И. не входят обязанности по предоставлению соискателям лицензии возможности направления (то есть технического обеспечения направления) в лицензирующий орган заявления и прилагаемых документов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В соответствии с требованиями ч.7 ст. 13 указанного Федерального закона Музраева С.И., как руководитель отдела, обязана заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принять по описи, копию которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручить соискателю лицензии или направить ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа. Таким образом, Музраева С.И. является пользователем Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) и региональных порталов госуслуг, а также официальных сайтов лицензирующих органов, как и лицензиат. Вопросы технического обеспечения возможности направления в лицензирующий орган заявлений и прилагаемых документов возложены на комитет информационных технологий Волгоградской области, в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Губернатора Волгоградской области от 28.11.2013 N1234, Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере информационных технологий, связи, телекоммуникаций, развития информационного общества и формирования электронного правительства на территории Волгоградской области. Осуществляет полномочия по координации деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере информационных технологий, связи, телекоммуникаций и развития информационного общества на территории Волгоградской области. Организует создание и развитие на территории Волгоградской области региональных государственных информационных систем и ресурсов ... На портале Губернатора и Администрации Волгоградской области госуслуга по лицензированию медицинской деятельности в наличии. По каким причинам не могут воспользоваться лицензиаты, проверяющие ТО Росздравнадзора по Волгоградской области, не установлено. В целях устранения возможных причин, по которым ни лицензиат, ни отдел лицензирования не могут использовать портал госуслуг, Музраева С.И. неоднократно направляла вышестоящему руководителю служебные записки о необходимости поручить ГБУЗ "Волгоградский областной медицинский информационно-аналитический центр" организацию технического обеспечения необходимых работ на сайте комитета здравоохранения по предоставлению государственных услуг в электронном виде и обеспечения их доступности. Таким образом, ею выполнены все необходимые мероприятия по организации работы в этом направлении. Служебные записки вместе с объяснением Музраевой С.И. представлены в ТО Росздравнадзора по Волгоградской области, однако этому какой-либо оценки заместителем руководителя ТО Росздравнадзора по Волгоградской области не дано.
В судебное заседание заявитель Музраева С.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена своевременно и надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия.
Представитель заявителя Музраевой С.И. по доверенности Наумович С.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, в дополнении указав на нарушения положений п.16 ст.10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016)"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки.
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Спиридонова Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагала жалобу заявителя не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 ч.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленных материалов следует, что в период времени с 16 июня по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Коротковой И.Е. N ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении комитета здравоохранения Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обеспечения контроля реализации Комитетом переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности в части соблюдения требований, предъявляемых к осуществлению процедуры лицензирования медицинской деятельности.
По результатам проверки был составлен Акт N ... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При этом вопреки доводам представителя заявителя в судебном заседании, Приказ о проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен для ознакомления министру здравоохранения Шкарину В.В. ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись указанного лица в акте проверки.
На основании проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Коротковой И.Е. выдано предписание N ... , согласно пункту 1 которого в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо устранить нарушения и осуществить мероприятия по неукоснительному выполнению требований: ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видом деятельности", в части предоставления соискателям лицензии возможности направления в лицензирующий орган заявления и прилагаемых документов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Указанное предписание получено и.о.заместителя председателя комитета здравоохранения Волгоградской области М.А.Бутенко.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа врио руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Коротковой И.Е. N ... от ДД.ММ.ГГГГ в отношении комитета здравоохранения Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения выданного предписания N ... от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек.
По результатам проверки был составлен Акт N ... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное предписание не было выполнено в полном объеме, а именно не исполнен пункт 1 Предписания.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности комитета здравоохранения Волгоградской области Музраевой С.И. составлен протокол N 40-Р об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.21 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым должностное лицо - начальник отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности комитета здравоохранения Волгоградской области Музраева С. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.21 КоАП РФ.
Согласно ст.19.5 ч.21 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу Примечания к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в том числе, лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя.
Музраева С.И. занимает должность начальника отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности комитета здравоохранения Волгоградской области.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из буквального толкования диспозиции части 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренная составом административного правонарушения, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, действующее законодательство в силу презумпции невиновности возлагает обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, и этот порядок должен ими соблюдаться, так как именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, привлеченного к административной ответственности.
Как установлено в судебном заседании, предписание N ... от ДД.ММ.ГГГГ было выдано в адрес юридического лица - Комитета здравоохранения Волгоградской области.
Согласно подписи в выданном предписании, оно получено и.о. заместителя председателя Комитета Бутенко М.А., а согласно резолюции на сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ за N ... отписано руководителем Комитета Бутенко Н.А. и Бочаровой Н.В. "в работу".
Сведений о том, что в силу своих должностных полномочий начальник отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Волгоградской области Музраева С.И. наделена правом на обжалование выданного предписания либо о том, что руководителем Комитета здравоохранения Волгоградской области либо иным уполномоченным на то лицом указанное предписание было передано для исполнения Музраевой С.И., материалы дела не содержат.
Факт того, что Музраева С.И. замещает должность начальника отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Волгоградской области не свидетельствует о том, что исполнение предписания было поручено именно ей.
С учетом исследованных доказательств судья приходит к выводу о том, что вина должностного лица - начальника отдела по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения Волгоградской области Музраевой С.И. в неисполнении выданного предписания административным органом не доказана.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, то есть ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Волгоградской области Коротковой И.Е. N ... -Р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Музраева С. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.21 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, то есть ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получении копии решения.
Судья ( ... ) И.В.Пальчинская
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.