судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Берман Н.В. и Кедриной О.В.,
при секретаре Елисеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области
на решение Усманского районного суда Липецкой области от 03 августа 2016 года, которым постановлено:
" Исковые требования Хрыкиной Н.В. удовлетворить:
Признать за Хрыкиной "данные изъяты" право на пенсию по старости в соответствии с ч.2 ст.32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и ст.34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Хрыкиной Н.В. пенсию по старости в соответствии с ч.2 ст.32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и ст.34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" с 20.04.2016 года".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
Хрыкина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федераци в Усманском районе Липецкой области, указав, что она была уволена с работы в связи с сокращением численности штата работников и признана безработной. Она имеет необходимый период проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. ДД.ММ.ГГГГ ОКУ "Усманский районный центр занятости населения" выдано предложение УПФР в Усманском районе о назначении ей пенсии по старости досрочно в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Решением УПФР в Усманском районе N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении указанной пенсии ввиду того, что в круге лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не поименованы граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а установленные им пенсии по старости в размере, исчисленном с применением норм Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, не являются страховыми пенсиями.
Не согласившись с решением ответчика, Хрыкина Н.В. просила суд признать за ней право на пенсию на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Хрыкина Н.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, просила с ответчика не взыскивать.
Представитель ответчика УПФР в Усманском районе Липецкой области по доверенности Коробкина Л.А. иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в решении об отказе в установлении пенсии. Дополнительно объяснила, что суммирование льгот лицам, имеющим право на снижение пенсионного возраста по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и по Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" действующим законодательством не предусмотрено. В 2015 году на основании предложений ОКУ "Усманский районный ЦЗН" были назначены пенсии гражданам, проживающим (работавшим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако, после выхода соответствующих разъяснений, в 2016 году назначение таких пенсий прекращено.
Представитель третьего лица ОКУ "Усманский районный центр занятости населения" по доверенности Малая В.А. не возражала против удовлетворения исковых требований, объяснив, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" Хрыкина Н.В. имеет право на пенсию по старости по достижении возраста 52-х лет. Все условия, необходимые для выдачи предложения о направлении на пенсию до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, у Хрыкиной Н.В. соблюдаются. В 2015 году ОКУ "Усманский районный ЦЗН" было выдано 7 предложений о назначении досрочной пенсии безработным гражданам, проживающим (работавшим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Все предложения были рассмотрены УПФР в Усманском районе положительно.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усманском районе Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усманском районе Липецкой области Коробкину Л.А., поддержавшую доводы жалобы, истицу Хрыкину Н.В. и представителей третьего лица ОКУ "Усманский районный центр занятости населения" Мацкову О.В. и Малую В.А., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пунктам 1-3 статьи 35 указанного Закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей с 01 января 2015 года) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1-10, 16-18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Частью первой статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящ его Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).
Согласно статье 34 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с Постановлени ем Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г. Усмань находится в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с присвоением статуса - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судом установлено и следует из материалов дела, Хрыкина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (более 20 лет) зарегистрирована и проживает в "адрес", территория которого отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанное обстоятельство дает ей право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года и назначение пенсии по старости по достижении возраста 52-х лет.
ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с работы в связи с сокращением
численности штата работников, и признана безработной в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Хрыкиной Н.В. ОКУ "Усманский районный ЦЗН" в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" выдано предложение о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно, поскольку она имеет необходимый стаж работы для назначения пенсии и отсутствует возможность для ее трудоустройства.
ДД.ММ.ГГГГ Хрыкина Н.В. обратилась в УПФР в Усманском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Решением УПФР в Усманском районе от ДД.ММ.ГГГГ N Хрыкиной Н.В. в назначении указанной пенсии отказано в связи с тем, что в круге лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не поименованы граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а установленные им пенсии по старости в размере, исчисленном с применением норм Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, не являются страховыми пенсиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пенсия по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, при отсутствии возможности для трудоустройства, может назначаться досрочно (ранее общеустановленного возраста) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", но при соблюдении определенных условий (наличие необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента).
При этом, суд отверг заслуживающий внимания довод представителя УПФР в Усманском районе, о том, что в настоящее время суммирование вышеуказанных льгот действующим законодательством не предусмотрено.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Анализируя, представленное выше законодательство, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсия безработным гражданам может быть назначена ранее, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, при условии, если они имеют право на назначение досрочной страховой пенсии (часть 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Учитывая, что на назначение досрочной пенсии в соответствии с требованиями статей 30-32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истица права не имеет, а Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает право на назначение досрочной пенсии гражданам, а лишь снижение пенсионного возраста, то суммирование льгот лицам, имеющим право на снижение пенсионного возраста по Закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и по Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, полагает, что правовых основании для удовлетворения заявленных Хрыкиной Н.В. требований не имелось.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истице надлежит отказать, то решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Доводы истицы о том, что ранее были назначены пенсии безработным гражданам, проживающим (работавшим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по предложению ОКУ "Усманский районный ЦЗН", не может служить основанием для назначении пенсии Хрыкиной Н.В., поскольку это противоречит действующему в настоящее время пенсионному законодательству.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 03 августа 2016 года отменить и постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении иска Хрыкиной Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усманском районе Липецкой области о признании права на пенсию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.