Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 октября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мирошниченко Д.С.,
судей: Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Антонове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мацюк Людмилы Петровны на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июля 2016 года по делу по административному исковому заявлению Мацюк Л.П. к комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным решения,
заслушав доклад судьи Мирошниченко Д.С.,
установила:
Мацюк Л.П. обратилась в суд с административным иском к комитету градостроительства администрации города Ставрополя, в котором просила признать незаконным решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от 14 января 2016 года, а также возложить на ответчика обязанность осуществить перевод из жилого помещения в нежилое помещение квартиры по адресу: город Ставрополь улица " ... " дом " ... ", квартира " ... ".
В обоснование заявленных требований указано, что Мацюк Л.П. принадлежит на праве собственности квартира N " ... " по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ", д. " ... ".
30 апреля 2015 года истец обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о переводе данного жилого помещения в нежилое с приложением соответствующих документов.
14 января 2016 года комитетом градостроительства администрации города Ставрополя принято решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. В обосновании отказа указано на отсутствие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на уменьшение размера общего имущества; отсутствие информации о количестве собственников помещений жилого дома; отсутствие свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства; отсутствие разрешения на изменение фасада.
Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку ею в соответствии с требованиями ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации были представлены в полном объеме все необходимые документы.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июля 2016 года в удовлетворении административного иска Мацюк Л.П. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Мацюк Л.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом не были полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, имеющие существенное значение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит.
В соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 30.03.2012 N 66-од к заявлению необходимо приложить следующие документы: подлинник и копию документа, удостоверяющего личность заявителя; подлинник и копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя; подлинник и копию правоустанавливающего документа на земельный участок, зарегистрированный в ЕГРП при наличии; подлинник и копию проекта переустройства или перепланировки переводимого помещения (в случае если перепланировка и (или) переустройство требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме); подлинник и копию плана переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); подлинник и копия поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В силу ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
В силу частей 1 - 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из указанной нормы следует, что реконструкция, связанная с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, возможна только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Мацюк Л.П., являясь собственником квартиры N " ... " по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ", д. " ... ", обратилась в комитет градостроительства администрации города Ставрополя за предоставлением услуги: перевод указанной квартиры из жилого помещения в нежилое.
Согласно уведомлению от 14.01.2016, комитетом градостроительства принято решение отказать истцу в переводе указанного помещения из жилого в нежилое по основаниям: а) в соответствии с административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое, а также выдача соответствующих решений о переводе или об отказе в переводе" отсутствуют согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на уменьшение размера общего имущества (ст. 36, 40 Жилищного кодекса РФ); б) отсутствует информация о количестве собственников помещений жилого дома; в) отсутствует свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; г) в связи с постановлением администрации города Ставрополя 23.08.2013 N 2832 "О порядке оформления и выдачи разрешения на изменение фасадов зданий и сооружений, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также с устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов на территории муниципального образования г. Ставрополя СК" не представлено разрешение на изменение фасада.
Анализируя оспариваемое заявителем решение и представленный проект перепланировки и переустройства жилого помещения, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что переустройство помещения затрагивает общее имущество собственников многоквартирного дома, поскольку как усматривается из представленного в суд проекта, в целях организации изолированного входа в помещение предполагается демонтаж подоконного простенка и установка лестницы на отмостку жилого дома. Так как оборудование входной группы в указанное жилое помещение повлечет использование наружной стены многоквартирного жилого дома и части земельного участка, прилегающего к жилому дому, суд пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком было указано о необходимости предоставления согласия остальных собственников многоквартирного жилого дома на уменьшение размера общего имущества.
Доводы истца о том, что вход не был построен, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку из проекта перепланировки видно, что для выполнения требований п. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, необходимо устройство дверного проема на месте существующего окна. Для устройства входа по главному фасаду жилого дома в наружной стене из оконного проема необходимо пробить дверь с лестницей, установленной на отмостку жилого дома, что связано с изменением объекта капитального строительства и уменьшением общего имущества собственников помещений этого дома.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности требования органа местного самоуправления о необходимости предоставления административным истцом разрешения на изменение фасада. Так, необходимость получения указанного разрешения предусмотрена постановлением администрации г. Ставрополя от 23.08.2013 N 2832 "О порядке оформления и выдачи разрешения на изменение фасадов зданий и сооружений, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также с устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края".
Таким образом, административным истцом в нарушение действующего законодательства не были представлены в полном объеме необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилое.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, указав, что решение комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 14 января 2016 года об отказе в переводе жилого помещения в нежилое вынесено в соответствии с требованиями закона, в пределах представленных полномочий.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июля 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.