судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Улановой Е.С.,
судей: Хаировой А.Х., Евдокименко А.А.,
при секретаре Астафьевой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маслова А.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 03 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Маслова А.В. к У МВД России по г. Самаре о включении в стаж государственной службы периода обучения в льготном исчислении и перерасчете выслуги лет оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения истца Маслова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя я ответчика Управления МВД России по г. Самаре по доверенности Чичкиной И.С. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Маслов А.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению МВД России по г. Самаре о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву и оформлении пенсии по линии МВД. В обоснование исковых требований истец указал, что **.**.**** истец обратился в УМВД России но г. Самаре с заявлением о производстве расчета и оформлении пенсии, **.**.**** получил ответ, что выслуги лет в льготном исчислении недостаточно для начисления пенсии. **.**.**** приказом N * л/с истец - "данные изъяты", "данные изъяты" был уволен из органов внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Согласно данному приказу, выслуга лет истца в календарном исчислении составила ** лет ** месяцев ** дня, выслуга лет в льготном исчислении - ** лет ** месяцев ** день.
Истец не согласен с исчислением выслуги лет, указывает, что в период с **.**.**** по **.**.**** он являлся курсантом "данные изъяты" высшего военного строительного командного училища, считает, что при исчислении выслуги лет, указанной в приказе, необоснованно не был принят во внимание период его обучения. **.**.**** истец написал заявление на имя ответчика с просьбой произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, **.**.**** получил ответ о том, что был уволен как сотрудник МВД России, а не как государственный служащий, следовательно, один день военной службы за два дня работы в общий трудовой стаж засчитать нельзя.
Истец, ссылаясь на нормы ФЗ РФ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", на п. 1 ст. 1 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на п. 1 ст. 25 ФЗ "О полиции", п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" считает, что один день обучения в "данные изъяты" высшем военно-строительном командном училище следует считать как за два дня прохождения государственной службы.
Ссылаясь на изложенное выше, истец просил суд обязать УМВД РФ по г. Самаре пересчитать истцу выслугу лет по состоянию на **.**.**** и зачесть в стаж государственной службы период обучения в "данные изъяты" высшем военном строительном командном училище в период с **.**.**** до **.**.**** из расчета один день обучения в "данные изъяты" высшем военном строительном командном училище за два дня прохождения государственной службы.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Маслов А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. Считает неправомерным применение судом п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с которым военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Ссылается на п. 3 ст. 10 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Указывает, что Федеральный закон обладает большей юридической силой по сравнению с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, полагая, что при конкуренции норм права необходимо применить ту норму, которая обладает высшей юридической силой.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Маслов А.В. в период с **.**.**** но **.**.**** проходил службу в Вооруженных силах РФ. В период с **.**.**** по **.**.**** истец являлся курсантом и обучался в "данные изъяты" высшем военном строительном командном училище.
С **.**.**** по **.**.**** Маслов А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеет специальное звание "данные изъяты".
**.**.**** приказом Управления МВД России по г. Самаре N * л/с Маслов А.В. - "данные изъяты", "данные изъяты" уволен из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 82 (но соглашению сторон) Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Выслуга лет Маслова А.В. для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении составляет ** лет ** месяцев ** дня, в льготном исчислении - ** лет ** месяцев ** день.
**.**.**** Маслов Л.В. обратился к начальнику У МВД России но г. Самаре о производстве перерасчета выслуги лет в льготном исчислении, с учетом его обучения в "данные изъяты" высшем военном строительном командном училище сроком 3 года 10 месяцев 23 дня и зачете ему в стаж государственной службы один день обучения в училище за два дня прохождения государственной службы.
Согласно заключению ответчика по результатам служебной проверки от **.**.****, не имеется законных оснований включать вышеуказанный период в стаж службы (выслугу лет) Маслова А.В. в льготном исчислении.
Установив вышеизложенное, руководствуясь п.3 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ст. 8 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ст. 1 часть 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Маслова А.В. нет, доводы истца основаны на неправильном толковании норм материального права, ссылки истца на иные судебные постановления не имеют юридического значения при разрешении спора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в связи со следующим.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусматривает, что военная служба, в том числе, срочная по призыву, в выслугу сотрудника органа внутренних дел засчитывается календарно.
Доводы истца о наличии у него права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Данный Федеральный закон не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
В силу п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ" стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно ч. 2 этой статьи, в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: период прохождения гражданином военной службы (п. 5).
В соответствии с частью 3 данной статьи, в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы:
1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
2) во вредных условиях на должностях в органах внутренних дел - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
3) в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих отличное от календарного исчисления, не имеется.
Таким образом, из анализа указанных положений следует, что военная служба по призыву должна засчитываться в стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что положение п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", а Федеральный Закон обладает большей юридической силой по сравнению с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, в связи с чем необоснованно применение п. 5 Постановления, также основана на неверном понимании норм права.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 июня 2013 г. N 960-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Миронова Вячеслава Валентиновича на нарушение его конституционных прав положением пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" указал, что положение п. 5 указанного Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации не вступает в противоречие в пунктом 3 статьи 10 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", в котором предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного постановления.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 03 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маслова А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.