Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Яковлевой В.В.,
судей - Евдокименко А.А. и Черкуновой Л.В.,
при секретаре - Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 1 августа 2016 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить частично. Признать заключение эксперта организации Общества с ограниченной ответственностью "Отраслевой центр промышленной безопасности", проводящий специальную оценку условий труда от **.**.**** N * недействительным. Взыскать с ОАО "Российский железные дороги" в пользу каждого Бирюкова Д.Н., Бакуш И.А., Мячкова В.В., Глазкова А.Б., Кузьминова А.С., Мухамеджанова М.Ж., Кулагина В.В., Кондрашева Р.С., Ладанова А.А., Титова А.В., Китаева В.Ю., Исаева С.Е., Бакуш П.А., Соколова А.А., Томченко П.Е., Стешенко А.Н., Исаева С.С., Чаплыгина В.А., Шевцова В.А., Тимакова В.В. Алхимова А.В., Паршикова С.И., Плотникова Д.О., Ведерникова С.А. компенсацию морального вреда в размере по 10 000 рублей, Анисимова С.Ю. в размере 7 000 рублей, в пользу в остальной части иска отказать. Взыскать с ОАО "Российский железные дороги" госпошлину в доход государства в размере 7 500 рублей.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика -ОАО "РЖД" - Бегизардовой Н.А., возражения на доводы апелляционной жалобы истцов - Бирюкова Д.Н., Бакуш И.А., Глазкова А.Б., Мухамеджанова М.Ж., Кулагина В.В., Кондрашева Р.С., Ладанова А.А., Титова А.В., Китаева В.Ю., Исаева С.Е., Бакуш П.А., Соколова А.А., Томченко П.Е., Исаева С.С., Чаплыгина В.А., Шевцова В.А., Тимакова В.В., Анисимова С.Ю., Алхимова А.В., Плотникова Д.О. и Ведерникова С.А., судебная коллегия
установила:
Истцы - Бирюков Д.Н., Бакуш И.А., Мячков В.В., Глазков А.Б., Кузьминов А.С., Мухамеджанов М.Ж., Кулагин В.В., Кондрашев Р.С., Ладанов А.А., Титов А.В., Китаева В.Ю., Исаев С.Е., Бакуш П.А., Соколов А.А., Томченко П.Е., Стешенко А.Н., Исаев С.С., Чаплыгин В.А., Шевцов В.А., Тимаков В.В., Анисимов С.Ю., Алхимов А.В., Феткуллин Р.Ш., Паршиков С.И., Плотников Д.О., Ведерников С.А. обратились в суд с иском о признании недействительным заключения об оценке условий труда и компенсации морального вреда к ответчикам - ОАО "РЖД", Кротовской дистанции пути (ПЧ-13) ОАО "РЖД" и ООО "Отраслевой центр промышленной безопасности" в обоснование своих требований указав, что истцы работают "данные изъяты" дефектоскопной тележки участка диагностики "данные изъяты" дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". В конце "данные изъяты" **** года от дефектоскопистов "данные изъяты" дистанции пути истцам стало известно, что им работодателем ОАО "РЖД" будет предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 7 дней и компенсации в размере 10 % часовой тарифной ставки в виде повышенной оплаты труда за вредные и тяжелые условия труда "данные изъяты" дефектоскопной тележки на основании решения суда. Истцы считают, что работодателем ОАО "РЖД" нарушены их трудовые права, им как "данные изъяты" дефектоскопной тележки не предоставляются льготы за вредные и тяжелые условия труда, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 Трудового кодекса РФ. Работа истцов, труд операторов относится к 3 степени 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессиональной обусловленной) патологии, в связи с этим считают, что и им в обязательном порядке должны предоставляться льготы, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 Трудового кодекса РФ. Ежедневная работа "данные изъяты" организована на основании Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от **.**.**** N *-р. По напряженности электрического поля и плотности магнитного потока, изучаемых из приборов на рабочем месте "данные изъяты" по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы условий труда "данные изъяты" дефектноскопной тележки по показателям тяжести трудового процесса относятся к вредным условиям труда. Вышеуказанными незаконными действиями администрации "данные изъяты" дистанции пути, направленными на грубейшие нарушения законных трудовых прав "данные изъяты" дефектноскопной тележки, истцы подвергались нравственно-моральным и физическим страданиям, сумма причиненного морального вреда "данные изъяты" оценивается в сумме 25 000 рублей каждому. Истцы работают "данные изъяты" дефектоскопных тележек марки "данные изъяты", "данные изъяты" и "данные изъяты". Масса тележки без контактирующей жидкости и вспомогательных приспособлений ( "данные изъяты") весит - 50 кг. без контактирующей жидкости. Расход контактирующей жидкости на 1 км. проверенного пути - 5 л. нормы прохода летом - 9 км., зимой - 8 км. К этому нужно добавить вес вспомогательных приспособлений, технической документацией, медицинской аптечки, путейского молотка и эталона настройки дефектоскопа. Полная масса тележки составляет около 100 кг ... За последние годы никаких изменений в условиях труда на дистанции пути не было. Истцы - "данные изъяты" 10 лет назад на руках таскали и передвигали (по 2 оператора) дефектоскопную тележку общей массой более 100 кг., так и продолжают работать по сегодняшний день, другой тележки еще не изобрели. На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истцы просили суд: 1) признать незаконным заключение эксперта - общества с ограниченной ответственностью "Отраслевой центр промышленной безопасности" относительно специальной оценки условий труда от **.**.**** N *; 2) взыскать с ОАО "РЖД" в пользу каждого истца по 35 000 рублей - в счет компенсации морального вреда, в связи с нарушением их трудовых прав по оплате за вредные условия труда; 3) присудить истцам с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг по 1000 рублей в пользу каждого истца.
Судом постановленовышеуказанное решение, которое ответчик - ОАО "РЖД" считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - ОАО "РЖД" судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда.
Работник имеет право, в том числе, на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ст. 21 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются названным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 года, который устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В силу требований ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 212 Трудового кодекса РФ определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Частями 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 8 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в статье 19 данного Закона. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 9 названного Федерального закона для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" определено, что организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда должно проводиться с соблюдением трудового законодательства РФ и выполняться в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и приказа Министерства труда России N33н от 24 января 2014 года "Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда. Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц); запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы; проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации
Часть. 1 ст. 79 ГПК РФ определено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Согласно ст. 80 ГПК РФ в определении о назначении экспертизы суд указывает наименование суда; дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы. В определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу закона, поскольку государственная экспертиза условий труда может проводится не только по назначению суда, а трудовое законодательство не содержит требований об обязательном предупреждении экспертов проводящих названную экспертизу об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, сам по себе факт отсутствия письменного подтверждения указанных экспертов о предупреждении их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не является безусловным основанием для признания такого заключения полностью ничтожным доказательством, так как указанную экспертизу вправе проводить только эксперты соответствующего уполномоченного государственного органа, компетентность которых презюмируется самим фактом назначения на соответствующую должность, при этом, названные эксперты несут ответственность за любое свое заключение предусмотренную именно трудовым законодательством.
Из материалов дела видно, что в **** году в "данные изъяты" дистанции пути - структурном подразделении Куйбышевской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" ответчиком - ООО "Отраслевой центр промышленной безопасности" проведена специальная оценка условий труда на 28 рабочих местах (л.д. 18, том N2). Согласно заключения ООО "Отраслевой центр промышленной безопасности" N * от **.**.****, по результатам оценки определено 28 рабочих мест для целей проведения измерений в рамках специальной оценки условий труда, а также установлено 0 рабочих мест, на которых потенциально вредные и опасные факторы согласно классификации вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение ... к приказу) не обнаружены. По результатам проведения специальной оценки условий труда установлены следующие классы условий труда: класс 2 на "9" рабочих местах; класс 3.1. на "19" рабочих местах; класс 3.2. на "0" рабочих местах; класс 3.3. на "0" рабочих местах. В заключении изложена дополнительная информация о том, что в связи с отсутствием до настоящего времени утвержденной методики оценки эффективности средств индивидуальной защиты протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты оформлены не были. Гарантируют после утверждения соответствующей методики проведения оценки эффективности средств индивидуальной защиты, оформление необходимых протоколов, а также пересмотра отчета, на которые эта оценка окажет влияние.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно заключению государственной экспертизы условий труда N * от **.**.**** проведенной в целях проверки результатов проведения специальной оценки условий труда, Министерством труда, занятости и миграционной политики в Самарской области установлено: специальная оценка условий труда ( **** год) и аттестация рабочих мест ( **** год) "данные изъяты" дефектоскопной тележки проведены с нарушением требований п. 75, 78 Методики проведения специальной оценки условий труда и приложения 15 Руководства Р "данные изъяты" соответственно; отнесение условий труда к классу 3.1 на рабочих местах операторов дефектоскопной тележки осуществлено с нарушением требований п. 75, 78 Методики проведения специальной оценки условий труда; требования по форме заключения эксперта ООО "ОЦПБ" от **.**.**** N * и его содержанию Методикой проведения специальной оценки условий труда не предусмотрены (л.д. 55-63, том N2).
Также из материалов дела видно, что названная государственная экспертиза в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда проведена государственным экспертом Министерства труда, занятости и миграционной политики в Самарской области ФИО34 в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социального развития РФ от 12 августа 2014 года N549н "Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда".
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, а именно признании недействительным заключения эксперта - общества с ограниченной ответственностью "Отраслевой центр промышленной безопасности" о проведении специальной оценки условий труда от **.**.**** N * и взыскании с ответчика -ОАО "РЖД" в пользу каждого истца компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, за исключением истца - Анисимова С.Ю., и взыскании в его пользу компенсации морального вреда в сумме 7 000 рублей, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что специальная оценка условий труда ( **** год) и аттестация рабочих мест ( **** год) "данные изъяты" дефектоскопной тележки проведены с нарушением требований п. 75, 78 Методики проведения специальной оценки условий труда и приложения 15 Руководства Р "данные изъяты", данный факт подтверждается заключением государственной экспертизы условий труда N * от **.**.**** проведенной в целях проверки результатов проведения специальной оценки условий труда Министерством труда, занятости и миграционной политики в Самарской области, при этом, оснований сомневаться в объективности и компетентности эксперта давшего названное заключение судебная коллегия не усматривает.
Не может признать убедительными судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о недостоверности заключения государственной экспертизы условий труда N * от **.**.**** данного Министерством труда, занятости и миграционной политики в Самарской области, поскольку сам по себе факт отсутствия письменного подтверждения эксперта давшего названное заключение о предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не является безусловным основанием для признания указанного заключения полностью ничтожным доказательством, так как указанную экспертизу вправе проводить только эксперты соответствующего уполномоченного государственного органа, компетентность которых презюмируется самим фактом назначения на соответствующую должность, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих необоснованность заключения по существу, ответчиками не представлено.
Также несостоятельными находит судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о пропуске истцами срока исковой давности, поскольку трудовые отношения с истцами не прекращены, а нарушение допущенное ответчиком - ОАО "РЖД" носит длящийся характер, так как обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда работников, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Доводы апелляционной жалобы о неправильности определения судом первой инстанции размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с пользу каждого истца судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при определении названного размера судом первой инстанции учтены все заслуживающие внимание интересы сторон, а сам факт причинения истцам по вине ответчика морального вреда в силу требований ст. 237 ТК РФ презюмируется, то есть факт признается установленным, если ответчиком данный факт не опровергнут, между тем, доказательств опровергающих факт причинения морального вреда истцам ответчиками не представлено.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 1 августа 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - открытого акционерного общества "Российский железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.