Постановление Саратовского областного суда от 27 октября 2016 г. по делу N 4А-634/2016
Заместитель председателя Саратовского областного суда Журавлев В.К., рассмотрев жалобу Линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на станции Ртищево на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области N59-4-707-15-ТПР/2110/46/3/16 от 30.06.2015, решение судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 31.08.2015, решение судьи Саратовского областного суда от 13.10.2015, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на станции Ртищево,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ) N59-4-707-15-ТПР/2110/46/3/16 от 30.06.2015 Линейный отдел Министерства внутренних дел РФ на станции Ртищево (далее - ЛО МВД России на станции Ртищево) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.
Решением судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 31.08.2015 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
Решением судьи Саратовского областного суда от 13.10.2015 решение судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 31.08.2015 и постановление должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в порядке ст.30.12 КоАП РФ, заявитель просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, как незаконные и необоснованные. Указывает на несогласие с выводами судебных инстанций о том, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Выражает несогласие с оценкой доказательств, а также ссылается на непредставление доказательств того, что места работников ЛО МВД России на станции Ртищево относятся к потенциально опасным или вредным. В ЛО МВД России на станции Ртищево штатных должностей, относящихся к указанным в ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не имеется, что не было учтено судами.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ЛО МВД России на станции Ртищево к административной ответственности) административным правонарушением признается нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
В силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной ГИТ проверки в деятельности ЛО МВД России на станции Ртищево выявлено нарушение ст.212 ТК РФ, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда рабочих мест вольнонаемных работников, в том числе рабочих мест бухгалтера, кассира бухгалтерии, делопроизводителя, механика гаража.
Административным органом выявлены нарушения трудового законодательства и сделан вывод о несоблюдении ЛО МВД России на станции Ртищево требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N426-ФЗ (далее - Закон N426-ФЗ).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЛО МВД России на станции Ртищево к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Специальная оценка условий труда - комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место (ч.1 ст.3 Закона N426-ФЗ).
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ст.8 Закона N426-ФЗ).
Факт совершения ЛО МВД России на станции Ртищево административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, подтверждается собранными по делу достаточными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2015 (т.1 л.д.4-6); копией постановления о назначении административного наказания от 30.06.2015 (т.1 л.д.7-9); актом проверки органом государственного контроля, органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.06.2015 (т.1 л.д.10-15); иными материалами дела об административном правонарушении.
Все представленные доказательства были оценены судебными инстанциями в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Таким образом, действия ЛО МВД России на станции Ртищево правильно квалифицированы по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения ч.6 ст.27 Закона N426-ФЗ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда до 31.12.2018, поскольку сделан без учета требований ч.2 ст.4, ст.17 и 27 названного закона.
Указание в жалобе на то, что в ЛО МВД России на станции Ртищево штатных должностей, относящихся к указанным в ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не имеется, что не было учтено судами, не влияет на законность судебных постановлений, поскольку сводиться к переоценке доказательств. При этом судами обоснованно учтено, что в силу ч.4 ст.27 Закона N426, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, а проведенной проверкой было установлено, что на момент проведения проверки в ЛО МВД России на станции Ртищево не проводились ни аттестация рабочих мест по условиям труда, ни специальная оценка условий труда. Доказательств обратного в материалах дела не представлено, представителем ЛО МВД России на станции Ртищево в судебных заседаниях не отрицалось.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Постановление о привлечении ЛО МВД России на станции Ртищево к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ЛО МВД России на станции Ртищево с учетом требований ст.3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных ст.30.17 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения обжалуемых актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области N59-4-707-15-ТПР/2110/46/3/16 от 30.06.2015, решение судьи Ртищевского районного суда Саратовской области от 31.08.2015, решение судьи Саратовского областного суда от 13.10.2015, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на станции Ртищево, оставить без изменения, жалобу Линейного отдела Министерства внутренних дел РФ на станции Ртищево - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.