Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу Игумновой Н,Е. на решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 29 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением N * административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от _ _ июля 2016 года должностное лицо - *** жилищно-строительного кооператива "Мурманск-36" (далее - ЖСК "Мурманск-36", Кооператив) Игумнова Н.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года "Об административных правонарушениях", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
Вынесенное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 29 августа 2016 года по результатам рассмотрения жалобы постановление административной комиссии оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Игумнова Н.Е., выражая несогласие с постановлением административной комиссии и решением судьи, ставит вопрос об их отмене в связи с отсутствием и недоказанностью события и состава вменяемого заявителю административного правонарушения.
Полагает, что не является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Считает, что поскольку межевание земли не проведено, то собственником проезжей части в районе многоквартирных домов N * по улице ... в городе Мурманске является муниципальное образование город Мурманск, которое и должно нести ответственность за содержание указанных территорий.
В судебное заседание не явились Игумнова Н.Е., представитель административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав защитника Игумновой Н.Е. по доверенности Моховикова В.С., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решение судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно примечанию для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Решением Совета депутатов города Мурманска N 68-971 от 26 декабря 2013 года утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила, Правила благоустройства).
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск устанавливают общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск (далее - город Мурманск, город) для создания безопасной, удобной и привлекательной среды (пункт 1.1 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 2.5 Правил благоустройства, объекты нормирования благоустройства территории - территории города, для которых Правилами устанавливаются нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.
Согласно пункту 8.2.1 Правил благоустройства, улицы и дороги на территории города Мурманска по назначению и транспортным характеристикам подразделяются на автомобильные дороги общего пользования местного значения, проезды на дворовых территориях, ведомственные и частные автомобильные дороги.
Правилами благоустройства установлены общие требования к содержанию объектов и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Правил благоустройства, содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.
Пунктом 9.1.5 Правил благоустройства установлено, что придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Согласно пункту 9.1.6 Правил благоустройства, улично-дорожная сеть - комплекс объектов благоустройства, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования местного значения различных категорий, дороги и проезды в зонах общественного, жилого и иных назначений, дороги и проезды на территориях природных комплексов, площади, разворотные площадки конечных пунктов маршрутов пассажирского транспорта, расположенные на них дорожные сооружения, а также тротуары, посадочные площадки остановочных пунктов, обочины дорог.
В соответствии с п. 9.1.10 Правил благоустройства, собственниками (правообладателями), лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели), являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Пунктом 9.1.11 Правил благоустройства установлено, что в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств и пешеходов покрытия улично-дорожной сети должны быть спланированы, не иметь разрушений, деформаций, выбоин, иных повреждений, очищены от бытовых и промышленных отходов, а водоотводные устройства - исправны.
В соответствии с пунктом 9.2.49 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
В силу пунктов 9.3.1, 9.3.2, 9.3.3 Правил собственники (правообладатели) обязаны осуществлять содержание элементов благоустройства. Элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии. Собственники (правообладатели) элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.
Согласно пункту 2.2 Правил благоустройства, элементы благоустройства территории (далее также - элементы благоустройства) - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, нестационарные объекты, рекламные и информационные конструкции, объекты рекламы, используемые как составные части благоустройства.
В частности, к элементам благоустройства, перечисленным в разделе 3 Правил благоустройства отнесены покрытия (подраздел 3.3 Правил благоустройства), в том числе указанные в пункте 3.3.1 Правил благоустройства - твердые (капитальные) - монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и подобных им материалов.
По делу установлено, что _ _ мая 2016 года в 10 час. 31 мин. в ходе обследования территории Первомайского административного округа города Мурманска выявлено, что асфальтобетонное покрытие дворового проезда в районе многоквартирных домов N * по улице ... в городе ... имеет разрушения, деформации, выбоины, что не обеспечивает беспрепятственное и безопасное движение транспорта и пешеходов.
Статьей статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
*** правления ЖСК "Мурманск-36" Игумнова Н.Е, будучи должностным лицом правления Кооператива, ответственного за управление многоквартирными домами N * по улице ... в городе ... , осуществляя возложенные на нее организационно-распорядительные функции, допустила нарушение пунктов 9.1.11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска N 68-971 от 26 декабря 2013 года.
Данные действия Игумнова Н.Е. совершила повторно в течение года с 02 июня 2016 года - дня вступления в законную силу постановления от 18 мая 2016 года N * о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях".
Таким образом, действия Игумновой Н.Е., с учетом положений статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях об условиях ответственности должностных лиц, правильно квалифицированы по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Выводы судьи о виновности Игумновой Н.Е. в совершении указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом. Кворум для принятия решения административной комиссией имелся.
Административное взыскание назначено виновному лицу в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции применяемого закона.
В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы. Оснований для переоценки выводов судьи районного суда не имеется.
Ссылки на то, что Игумнова Н.Е. не является субъектом административной ответственности основан на неверном толковании норм права, т.к. *** ЖСК "Мурманск-36", действуя без доверенности от имени юридического лица, имеет право организовывать и руководить его финансово-хозяйственной и административно-распорядительной деятельностью, как должностное лицо, обладающее соответствующими полномочиями, является надлежащим субъектом административной ответственности по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года "Об административных правонарушениях".
Данных о том, что Игумновой Н.Е. были приняты все возможные своевременные и действенные меры по соблюдению Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, не имеется. Обстоятельств объективной невозможности выполнения требований законодательства не установлено.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с привлечением Игумновой Н.Е. к административной ответственности, неверному толкованию норм материального права и их применению к спорным правоотношениям, и не могут быть является основанием для отмены вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Из этого следует, что пользование собственниками помещений в многоквартирном доме придомовым земельным участком предполагает и его надлежащее содержание за их счет.
Таким образом, неопределение границ придомовой территории многоквартирных жилых домов N * по улице ... в городе Мурманске само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанности собственников помещений в многоквартирном доме и соответственно ЖСК "Мурманск-36" по надлежащему содержанию используемой ими придомовой территории.
С учетом изложенного не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что бремя содержания спорного земельного участка лежит на муниципальном образовании город Мурманск, поскольку он не является собственностью жильцов домов N * по улице ... в городе ...
Иные доводы, приведенные в жалобе, не ставят под сомнение выводы судьи и на законность принятого решения не влияют и, не влекут его отмены.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 29 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу Игумновой Н.Е. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.