Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В, Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Бильдиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Крюкова И.И. к комитету социального обеспечения Курской области о признании права на получение жилого помещения, включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма и обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,
поступившее по апелляционной жалобе истца Крюкова И.И. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 30 июня 2016 года, которым постановленооб отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крюков И.И. обратился в суд с иском к комитету социального обеспечения Курской области, в котором просил признать за ним право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Курской области по договору найма специализированного жилого помещения; обязать комитет социального обеспечения Курской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений и обязать предоставить жилое помещение на территории г. Железногорска Курской области площадью не менее установленной нормы за счет средств бюджета Курской области, мотивируя требования тем, что он, как лицо из числа детей-сирот, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на получение указанной меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета, так как зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", являясь собственником 1/6 доли, в которой приказом Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности его проживания, в связи с тем, что общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в ней, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Железногорской городской Думы от 27.06.2006г. N 360-6-РД, и составляющей 13 кв.м.
Ранее, в 2001 году после приватизации указанной квартиры ему принадлежала 1/3 доли в праве общей долевой собственности, в 2009 году, получив в дар долю брата, он стал собственником 1/2 доли данной квартиры. По настоянию родственников 26.08.2014г. подарил 1/3 доли квартиры племянникам, в связи с чем комитет исключил его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений по причине сознательного ухудшения своих жилищных условий. Полагает, что факт дарения им 1/3 доли квартиры не изменил его жилищные условия, поскольку общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в ней, составляет менее 13 кв.м.
Судом постановленовышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Крюков И.И. просит решение суда отменить, как незаконное, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что приказом Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности его проживания в занимаемой им квартире, так как общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанной квартире, составляет менее учетной нормы; отчуждение принадлежащей ему 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру свидетельствует об уменьшении его имущественных прав, а не об изменении жилищных условий.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчика комитета социального обеспечения Курской области и третьего лица Администрации Курской области, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела.
Поскольку ответчиком и третьим лицом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Крюкова И.И., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определены Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым, в частности, регулируется право указанной категории граждан на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в действующей с 01.01.2013г. редакции Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
В силу п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Железногорской городской Думы от 27.06.2006г. N 360-3-РД "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Железногорске Курской области
" утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на 1 человека и учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв. метров общей площади жилья на 1 человека.
В соответствии с п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Курской области от 17.12.2012г. N 136-ЗКО "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" право на включение в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеют, в том числе
дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения ЖК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из материалов дела следует, что истец Крюков И.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в г.Железногорске Курской области, имеет статус лица из числа детей-сирот, так как его отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", общей площадью 62,3 кв.м, 1/6 доли которой принадлежит ему на праве собственности.
На основании договора приватизации в 2001 году истцу на праве общей долевой собственности принадлежала 1/3 доли данной квартиры, с 2009г. он являлся собственником 1/2 доли, по договору дарения от 14.09.2014г. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру подарил ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справке ООО "Расчетно-кассовый центр", выданной Крюкову И.И. 16.10.2014г., совместно с ним в квартире зарегистрированы: сестра ФИО1, 1983 года рождения, племянник ФИО2, 2005 года рождения, брат ФИО3, 1986 года рождения, бабушка ФИО4, 1936 года рождения.
В октябре 2014 года он обратился в Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области по вопросу установления факта невозможности проживания в занимаемой квартире.
Приказом Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности проживания истца Крюкова И.И. в квартире N, расположенной по адресу: "адрес", в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в ней, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Железногорской городской Думы от 27.06.2006г. N 360-6-РД, и составляющей 13 кв.м.
По сообщению комитета социального обеспечения Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Крюков И.И. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и следуют из пояснений истца в суде первой инстанции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и пришёл к выводу о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку, являясь собственником 1/2 доли квартиры, совершил действия, приведшие к ухудшению его жилищных условий, произведя отчуждение части своей доли, став собственником 1/6 доли, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит правильным.
Судом установлено, что истец проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 62,3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
До отчуждения принадлежавшей Крюкову И.И. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, истец являлся собственником 1/2 доли указанной квартиры.
Как следует из копии поквартирной карточки квартиры N, расположенной по адресу: N, представленной в материалы дела по запросу суда первой инстанции из ООО "Расчетно-кассовый центр", брат истца - ФИО3 и его бабушка - ФИО4, зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства с 10.10.2014г.
Из информации Управления Росреестра по Курской области от 19 и 21 сентября 2016 года, поступившей в адрес суда апелляционной инстанции, брату истца - ФИО3 на основании договора дарения от 20.08.2011г. принадлежит комната площадью 11,9 кв.м в десятикомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: "адрес"; его бабушка - ФИО4 на праве собственности жилых помещений не имеет, проживала по адресу: "адрес".
В суде апелляционной инстанции истец подтвердил, что ФИО4 действительно ранее проживала в квартире по "адрес", купленной его сестрой ФИО1 за материнский капитал, но 10.10.2014г. с его согласия ее зарегистрировали по месту его жительства в квартире "адрес".
При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что отчуждение Крюковым И.И. принадлежавшей ему 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а также регистрация в ней 10.10.2014г. брата - Крюкова А.И., имеющего на праве собственности иное жилое помещение, а также бабушки - Иваненко М.С., проживавшей по другому месту жительства, непосредственно перед обращением в Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области по вопросу обеспечения жилым помещением, свидетельствует о намеренном ухудшении им своих жилищных условий с целью приобретения права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что приказом Департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N установлен факт невозможности его проживания в занимаемой им квартире по причине обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы, основанием к отмене решения не является, поскольку обращение истца в Департамент последовало после совершения им намеренных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, потому данный Приказ на момент разрешения спора правового значения не имеет.
Как указано выше, следствием намеренного ухудшения жилищных условий является отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 30 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Крюкова И.И.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.