Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,
при секретаре Власове Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об оспаривании действий (бездействия) государственного органа, поступившее по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на решение Ленинского районного суда г.Курска от 01 апреля 2016 г., которым постановлено:
"Признать решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, оформленное письмом N7040 от 03.12.2015 года, незаконным.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в зависимости от предоставленных законом полномочий рассмотреть датированное 21.07.2015 года заявление ФИО1, ФИО2 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Переверзевой И.Н., выслушав представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государст венным имуществом в Курской области по доверенности Горюшкину Н.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ФИО1 по доверенности Кумова Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее также - ТУ Росимущества в Курской области) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, в котором просила признать незаконным отказ в согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", оформленный письмом от 03.12.2015г. N7040; обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение о согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на следующие земельные участки: земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"), необходимый для эксплуатации нежилого здания - объекта незавершенного строительства (литер А1) с кадастровым номером N и нежилого здания - трансформаторной подстанции (литер В7) с кадастровым номером N, для использования принадлежащих объектов недвижимости под складскую зону строительных материалов; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты"), необходимого для эксплуатации объекта незавершенного строительства (литер А) с условным номером N и нежилого здания - склада готовой продукции (литер Б) с кадастровым номером N, для использования принадлежащих объектов недвижимости под складскую зону непродовольственных товаров; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м (22,8га), с необходимостью предоставления собственникам недвижимого имущества права ограниченного пользования (сервитута) площадью "данные изъяты" кв.м., принадлежащего Российской Федерации земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что ей и ФИО2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - нежилые здания, расположенные по адресу: "адрес", находящиеся на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации. В июле 2015г. ими в ТУ Росимущества по Курской области подано заявление о согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Однако ТУ Росимущества в Курской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом неправомерно уклонились от возложенной на данные государственные органы обязанности по утверждению в установленный законом срок схемы раздела земельного участка, безосновательно возвратив им документы без рассмотрения и принятия решения письмом ТУ Росимущества от 03.12.2015г. N7040 на доработку.
Считает оспариваемые действия (бездействие) государственных органов незаконными и нарушающими ее права и законные интересы.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Курской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу ФИО2, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее -уполномоченный орган).
Реализация перечисленных полномочий осуществляется Росимуществом.
Согласно п. 5.35(3) Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом Курской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 года N 63, Территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом и осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории Курской области, руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, Положением о Росимуществе, приказами, распоряжениями, поручениями Росимущества, а также указанным положением.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 18.09.2013г. N538 "О внесении изменений в Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвержденное Приказом Минэкономразвития Росси от 01.11.2008г. N374, территориальный орган принимает в соответствии с законодательством решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежат: нежилое задание - объект незавершенного строительства литер А, общей площадью "данные изъяты" кв.м., условный N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО1 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: нежилое строение - объект незавершенного строительства (литер А1) площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N; склад готовой продукции (литер Б) общей площадью "данные изъяты" кв.м. кадастровый N и здание трансформаторной подстанции (литер В7) площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N, расположенные по адресу: "адрес".
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке обшей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, принадлежащем Российской Федерации, и расположенном по адресу: "адрес".
Согласно карте (плану) земельного участка, выполненной ООО "Центр землеустройства и межевания земель", а также выполненному ООО "Проект" расчету вышеуказанного земельного участка, для использования вышеуказанных объектов недвижимости необходима территория площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились в ТУ Росимущества в
Курской области с заявлением, датированным 21.07.2015 года, в котором просили
Росимущество принять решение о согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности общей площадью "данные изъяты" кв.м. (24 га) по адресу: "адрес", пгт
Поныри, "адрес", на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. (0,31 га) для использования принадлежащих объектов недвижимости под складскую зону строительных материалов; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. (0,89 га) для
использования принадлежащих объектов недвижимости под складскую зону
непродовольственных товаров; земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. (22,8 га) и предоставлении собственникам недвижимого имущества права ограниченного пользования (сервитута) площадью "данные изъяты" кв.м для обеспечения проезда к принадлежащему имуществу.
Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области от 03.12.2015г. N7040 ФИО1 возвращен для доработки пакет документов, поданный ею в целях согласования схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Основанием для возвращения поданных документов послужило то, что представленная ФИО1 на рассмотрение схема не содержит необходимой информации, предусмотренной приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014г. N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ... "; информации об отсутствии утвержденного проекта межевания территории; данных о наличии или отсутствии в границах земельного участка с кадастровым номером N объектов недвижимого имущества, кроме объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителям; согласия арендатора ООО "Курские электрические сети" на раздел исходного земельного участка в указанных границах и площадях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что схема расположения земельного участка может быть подготовлена гражданином или юридическим лицом, который обращается с заявлением о предоставлении ему земельного участка, при этом такая схема расположения земельного участка должна соответствовать определенным требованиям закона. В случае соответствия схемы расположения земельного участка требованиям закона, такая схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, в данном случае Росимуществом, а в случае несоответствия такой схемы требованиям закона, в ее утверждении соответствующим органом мотивированно отказывается. При этом возвращение соответствующим органом поданных заявителем заявления о согласовании схемы расположения земельных участков и приложенных к нему документов законом не предусмотрено.
Судебная коллегия находит выводы суда о незаконном бездействии административных ответчиков, что нарушает права административного истца, правильными, поскольку заявление ФИО1 и ФИО2 подлежало рассмотрению в установленном законом порядке и не могло быть возвращено без рассмотрения. Возвращение заявления и приложенных документов без принятия соответствующего решения законодательством не предусмотрено.
Поскольку поданные ФИО1 и ФИО2 заявление и документы были возвращены заявителям и по существу рассмотрены не были, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно возложил на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, исходя из предоставленных законом полномочий, обязанность рассмотреть заявление ФИО1 и ФИО2 от 21.07.2015г. о согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образующихся в результате раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Курской области не содержит ссылок на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, фактически направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь п.1 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 01 апреля 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.