Судья районного суда - Родионов А.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 октября 2016 года город Тверь
Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Инком Дом", подписанной генеральным директором Блохиной И.А., на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Заволжского района г. Твери от 18.03.2016 и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 23.05.2016,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Заволжского района г. Твери от 18.03.2016 Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Инком Дом" (далее - ООО "Управляющая компания Инком Дом", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 23.05.2016 постановление мирового судьи судебного участка N 6 Заволжского района г. Твери от 18.03.2016 изменено, размер штрафа снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Управляющая компания Инком Дом" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, ООО "Управляющая компания Инком Дом" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 05.10.2016, и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "Управляющая компания Инком Дом" на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома "адрес" (л.д. 32-35). Свою деятельность Общество осуществляет на основании лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 36).
По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю начальником Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области Атаевой Т.С. вынесено предписание N, которым Обществу предписано до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исправное состояние штукатурного слоя фасада здания в местах нарушений, обеспечить исправное состояние балконных плит в местах нарушений, обеспечить надлежащее санитарное состояние подвала, устранить течь трубопровода холодного водоснабжения в помещении теплового узла, обеспечить предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов конструкций подвала под подъездом N 1, устранить течь запорной арматуры (задвижки) холодного водоснабжения под подъездом N 1, обеспечить правильное распределение теплоносителя по внутридомовой системе отопления по температуре возвращаемой воды.
Согласно акту проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ нарушения в установленный срок устранены не в полном объеме (л.д. 9-10).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества протокола N об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которому ООО "Управляющая компания Инком Дом" в установленный срок не исполнило предписание органа, осуществляющего лицензионный контроль, об устранении нарушений лицензионных требований (л.д. 4).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По смыслу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом, кроме прочего, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Правительством Российской Федерации
Установив, что указанные выше нарушения требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также Правил технической эксплуатации и Правил содержания общего имущества, являются нарушениями лицензионных требований по управлению многоквартирным жилым домом "адрес" "адрес", мировой судья пришел к выводу о том, что невыполнение предписания должностного лица Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок влечет административную ответственность по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
С приведенным выводом мирового судьи согласился судья районного суда, указав на верную квалификацию бездействия Общества по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Между тем мировым судьей и судьей районного суда не учтено следующее.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок вынесенного органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, законного предписания об устранении нарушений лицензионных требований.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования, устанавливаемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности. Так, лицензионными требованиями, согласно перечню, имеющемуся в части 3 статьи 8 Закона о лицензировании являются:
наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля
соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
иные требования, установленные федеральными законами.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ также установлены лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами, к которым относится:
регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ;
иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В то же время в силу части 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены:
требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом;
требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта;
требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Из системного толкования норм статьи 8 Закона о лицензировании и статьи 193 ЖК РФ следует, что нарушение лицензионных требований, не может выражаться в несоблюдении законодательства Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере деятельности в целом, а также законодательства Российской Федерации, соблюдение которого является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Вместе с тем, из постановления о назначении административного наказания следует, что ООО "Управляющая компания Инком Дом" не выполнило предписание об устранении нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В связи с изложенным, деяние, совершенное ООО "Управляющая компания Инком Дом", и заключающееся в неисполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений требований, предъявляемых законодательством к качеству предоставляемых населению услуг по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, следует квалифицировать по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. При этом наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не должно служить критерием для разграничения квалификации по части 1 статьи 19.5 либо по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ и частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, действия ООО "Управляющая компания Инком Дом" подлежат переквалификации с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Переквалификация действий ООО "Управляющая компания Инком Дом" согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 6 Заволжского района г. Твери от 18.03.2016 и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 23.05.2016 подлежат изменению путем переквалификации совершенного ООО "Управляющая компания Инком Дом" правонарушения с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Инком Дом" удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 6 Заволжского района г. Твери от 18.03.2016 и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 23.05.2016 изменить, переквалифицировать бездействие Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Инком Дом" с части 24 статьи 19.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Председатель суда А.Ю. Карташов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.