Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N3а-650/2016 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Самарской области в защиту интересов Российской Федерации и Самарской области о признании недействующими в части пунктов 1-10 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.07.2016 г. N336 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства социально-демографического развития Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области",
с участием прокурора Тихоновой В.В.,
представителей Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Климачева Е.Д., Попель А.В.,
установил:
Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области N336 от 14 июля 2016 года внесены изменения в приказы Министерства социально-демографического развития Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.09.2012 года NN367, 368, от 01.11.2012 NN638, 639, от 19.03.2013 N98, от 26.04.2013 NN185, 186, 188, от 16.07.2013 N372, от 27.08.2013 N 451, от 12.11.2013 N614, которыми утверждены Административные регламенты по предоставлению государственных услуг.
Пунктами 1-10 оспариваемого приказа пункт 2.32 Административного регламента, утвержденного приказом N186 от 26.04.2013 года, пункт 2.25 Административного регламента, утвержденного приказом от 14.09.2012 N367, пункт 2.27 Административного регламента, утвержденного приказом от 14.09.2012 N368, пункт 2.30 Административного регламента, утвержденного приказом N185 от 26.04.2013 года, пункт 2.28 Административного регламента, утвержденного приказом N372 от 16.07.2013 года, пункт 2.26 Административного регламента, утвержденного приказом N188 от 26.04.2013 г., пункт 2.32 Административного регламента, утвержденного приказом N451 от 27.08.2013 года, пункт 2.26 Административного регламента, утвержденного приказом N98 от 19.03.2013, пункт 2.29 Административного регламента, утвержденного приказом N614 от 12.11.2013, пункт 2.28 Административного регламента, утвержденного приказом N638 от 01.11.2012, дополнены абзацами следующего содержания: "при наличии заключения общественной организации инвалидов о технической невозможности обеспечения доступности помещений /здания/ для инвалидов на специально подготовленного сотрудника учреждения /организации/, в котором предоставляется государственная услуга, административно-распорядительным актом возлагается обязанность по оказанию ситуационной помощи инвалидам всех категорий на время предоставления государственной услуги".
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете "Волжская коммуна" от 09.08.2016 года N202/29748/.
И.о. прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просит признать недействующими пункты 1-10 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.07.2016 г. N336 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области" в части вышеуказанных дополнений.
Заявленное требование обосновал тем, что оспариваемым нормативным правовым актом на общественную организацию возложены не предусмотренные законом обязанности по выдаче заключений о технической невозможности обеспечения доступности помещений /зданий/ для инвалидов, что, по его мнению, противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и создает предпосылки для нарушения прав лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к получению государственных услуг.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненное требование.
Представители административного ответчика заявленное требование не признали, свои доводы изложили в письменном отзыве.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного прокурором требования следует отказать.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека /часть 1/; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /часть 2/.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации /статья 72, часть 1 пункт "ж" Конституции Российской Федерации/.
Полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 5 ФЗ N181 от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N289 от 22 июня 2012 года, в ведении Министерства находится осуществление мер по социальной защите и поддержке пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
К полномочиям Министерства отнесена разработка мер по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов /подпункт 17 пункта 2.2 вышеуказанного Положения/, разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг / подпункт 49 пункта 2.2 Положения/.
В целях реализации своих полномочий Министерство вправе издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер, в порядке, установленном Законом Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" /подпункт 2.3 п.3 Положения/.
Статьей 15 Федерального закона N181 от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания. К таким мерам отнесена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления /в сфере установленных полномочий/, организаций по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Указанным законом также предусмотрено, что в случае, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.
Закрепляющее названную обязанность положение статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указание на конкретные способы ее исполнения.
В этой связи Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предусмотрело в Административных регламентах закрепление таких условий, которые позволили бы обеспечить самостоятельный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на равных условиях с другими гражданами, указав в качестве указанных мер оборудование входов в помещения министерства и уполномоченных органов пандусами, расширенными проходами.
В случае невозможности обеспечения инвалидам доступа в помещения /здания/ Министерство предусмотрело оказание ситуационной помощи при наличии заключения общественной организации инвалидов о технической невозможности обеспечения доступности помещений /здания/, что не противоречит статье 15 ФЗ N181 от 24.11.1995 года.
Доводы прокурора о том, что органы государственной власти Самарской области излишне возложили на общественную организацию инвалидов полномочия по выдаче заключений о технической невозможности обеспечения доступности помещений /зданий/ для инвалидов, суд считает несостоятельными.
Оспариваемая норма не предусматривает возложение обязанности по подготовке соответствующего заключения на общественные организации инвалидов, а устанавливает обязанность подведомственных министерству учреждений на получение таких заключений, притом только в том случае, когда обеспечение доступности данных помещений для инвалидов технически невозможно.
Таким образом, министерство предусмотрело, что, в первую очередь, должны быть обеспечены требования доступности учреждений, возлагая эту обязанность на подведомственные ему учреждения, и лишь в том случае, если сами общественные организации инвалидов согласятся с тем, что эти требования обеспечить невозможно, принимаются иные меры /назначается ответственное лицо для оказания ситуационной помощи/.
Относительно доводов прокурора о том, что федеральным законом N181 от 24.11.1995 года не предусмотрены полномочия общественных объединений по выдаче заключений, суд отмечает следующее.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 года N212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" предусмотрено право общественных объединений участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Формами общественного контроля являются общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, а также иные формы, не противоречащие настоящему Федеральному закону /ст.18 ФЗ N212 от 21.07.2014 г./.
Целями общественного контроля являются, в том числе, обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина /статья 5 ФЗ N212 от 21.07.2014 года/.
Статьей 10 вышеприведенного Федерального закона определено, что по результатам осуществления общественного контроля подготавливается итоговый документ, который направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации.
По результатам общественной проверки таким итоговым документом является акт /ст.20 ФЗ N212 от 21.07.2014 г./.
Данным законом также предусмотрено, что к участию в проведении общественной проверки может привлекаться общественный инспектор, который готовит итоговый документ, именуемый заключением /ст.21 ФЗ N212 от 21.07.2014 г. /.
Статья 22 ФЗ N212 от 21.07.2014 предусматривает привлечение к осуществлению общественной проверки общественного эксперта, который по результатам проверки подготавливает итоговый документ - заключение.
Из приведенных правовых норм следует, что общественные объединения в рамках общественного контроля вправе проводить проверки, привлекая общественных инспекторов и общественных экспертов, которые по результатам проверки подготавливают заключения. Заключение о технической невозможности обеспечения доступности помещений для инвалидов является одним из таких заключений, право на подготовку которого общественными объединениями федеральным законом не ограничено.
Формулировка, изложенная Министерством в Административных регламентах, наиболее полно отвечает требованиям инвалидов и способствует обеспечению их прав и законных интересов.
Самарская Областная Организация Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов" полностью согласна с изложенным Министерством в Административных регламентах положением, считает его наиболее соответствующим правам инвалидов и подчеркивает, что ею проводится подготовка таких заключений, в том числе с участием общественных экспертов.
Доводы административного истца о том, что в случае отсутствия заключения общественной организации о технической невозможности обеспечить доступ в помещения, права инвалидов будут ущемлены, не могут быть приняты во внимание. Отсутствие такого заключения, а в равной мере и отсутствие согласования с общественной организацией, указание на которое содержится в статье 15 ФЗ N181 от 24.11.1995 года, относится к вопросу применения правовой нормы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма принята в соответствии с требованиями федерального закона и ему не противоречит, поэтому оснований для признания ее недействующей суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требования и.о. прокурора Самарской области о признании недействующими в части пунктов 1-10 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 14.07.2016 г. N336 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства социально-демографического развития Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.