Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Ситниковой Л.П., Пуминовой Т.Н.
при секретаре Тютриной К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Савиной О.В. на решение Ленинского районного суда города Тюмени от 01 августа 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Государственной жилищной инспекции Тюменской области - удовлетворить.
Обязать Савину О.В. обеспечить доступ Государственной жилищной инспекции Тюменской области в квартиру " ... " для проведения проверки на предмет выявления самовольной перепланировки жилого помещения.
Взыскать с Савиной О.В. в доход муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., пояснения представителя Государственной жилищной инспекции Тюменской области Сойманова Е.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Тюменской области обратилась в суд с иском к Савиной О.В., С.Д.И. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения проверки на предмет выявления перепланировки.
Требования мотивированы тем, что в адрес Государственной жилищной инспекции Тюменской области поступило обращение N " ... " от " ... " с просьбой провести проверку на предмет перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ", собственниками которого являются ответчики. Приказом N " ... " от " ... " была назначена проверка по данному обращению о нарушении жилищного законодательства, о проведении которой собственникам направлялось почтовое уведомление, однако установить факт самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не представилось возможным по причине отсутствия доступа в вышеуказанную квартиру. О дате и времени повторной проверки ответчики также были уведомлены, но не предоставили доступ в жилое помещение. Проведение проверки жилых помещений в жилом доме является законным полномочием Инспекции, действующей в интересах лиц, проживающих в указанном доме, которым может быть причинен ущерб незаконными действиями ответчиков.
В судебное заседание представитель истца Государственной жилищной инспекции Тюменской области, ответчик Савина О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.Д.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласна ответчик Савина О.В., в апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В доводах жалобы указывает, что в обращении К.С,В., на основании которого была назначена проверка, не указано, какие её права, свободы и законные интересы нарушены, обращение подано из чувства мести. Ссылается на то, что она, также как и ее соседка К.С,В., установиланеобходимое оборудование после ввода дома в эксплуатацию в 2008 году, в связи с чем считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Выслушав объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Тюменской области, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч.1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч.4).
Как следует из материалов дела, " ... " в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области поступило обращение К.С,В. с просьбой провести проверку на предмет перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ".
Согласно информации Управы Ленинского административного округа г. Тюмени, решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: " ... " не принималось.
Собственниками " ... " в городе Тюмени являются Савина О.В. и С.Д.И.
Приказом Государственной жилищной инспекции Тюменской области N " ... " от " ... " было решено провести проверку с целью подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в поступившем обращении. В рамках проверки планировалось провести обследование жилого помещения, изучить документы и принять итоговое решение.
Ответчику направлялись почтой уведомления о необходимости обеспечить доступ в принадлежащее ей и ее несовершеннолетнему ребенку помещение в целях проведения проверки.
Дважды прибыв к квартире в назначенное время, инспектор не смог провести проверку в связи с отсутствием доступа в жилое помещение.
Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности обеспечить доступ в принадлежащее ей и ее несовершеннолетнему ребенку жилое помещение специалистов органа государственного жилищного надзора, действующих в рамках установленных законом полномочий, с целью проверки соблюдения им требований действующего жилищного законодательства.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Ссылки истицы на произведенную ею в 2007-2008 гг. перепланировку и истечение срока давности по ее оспариванию, не отменяет необходимости в мероприятиях государственного жилищного надзора, которые в обязательном порядке проводятся контролирующим органом при поступлении жалоб граждан, законность либо незаконность произведенной перепланировки не является предметом рассмотрения по данному делу.
Представленные в дело доказательства с очевидностью свидетельствуют о том, что ответчик препятствует исполнению истцом установленной законодательством обязанности по контролю соблюдения жилищного законодательства, в том числе, по проведению в этих целях обследования жилого помещения.
Возложение на собственника жилого помещения обязанности обеспечить доступ в указанное помещение представителей надзорного органа с целью проверки на предмет наличия нарушений законодательства, способных затронуть права и законные интересы других проживающих в доме граждан, не может расцениваться в качестве нарушения конституционных прав данного собственника.
Одной из задач жилищного надзора является привлечение к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в данной сфере. Поскольку достижение указанных целей государственного жилищного надзора невозможно без непосредственного исследования жилого помещения сотрудниками контролирующего органа, удовлетворение требований истца о возложении на ответчика обеспечить им доступ в принадлежащее ей помещение не противоречит нормам действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что в обращении К.С,В. не указано в чем выражается нарушение ее прав и охраняемых законом интересов, является безосновательным, поскольку в рамках возложенных полномочий Государственная жилищная инспекция Тюменской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Тюмени от 01 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Савиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.