Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 августа 2016 г. по делу N 33а-1317/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Дзадзиева Д.А., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Давлетовой Т.М., с участием представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по Курской области (далее - Управление) "данные изъяты" Бобылева Р.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Курского гарнизонного военного суда от 17 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Управления "данные изъяты" Ильина ФИО9 об оспаривании решения жилищной комиссии Управления о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и действий начальника Управления, связанных с утверждением этого решения.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, перед увольнением с военной службы в 1999 году Ильин путем реализации предоставленного ему на семью из 4-х человек от Министерства обороны Российской Федерации государственного жилищного сертификата приобрел в городе "адрес" в собственность "данные изъяты" квартиру общей площадью 50,9 кв.м.
В 2000 году Ильин вновь поступил на военную службу по контракту и перед увольнением с нее по возрасту в 2012 году обратился к начальнику Управления с рапортом, в котором просил о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному при увольнении с военной службы месту жительства в городе "адрес".
Решением жилищной комиссии Управления (далее - жилищная комиссия) от 10 декабря 2012 года (протокол N 29) указанный рапорт Ильина был удовлетворен.
Однако, решением от 26 января 2016 года, оформленным протоколом N 1 и утвержденным начальником Управления 30 января 2016 года, жилищная комиссия сняла Ильина с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пунктов 4,6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование принятого решения жилищный орган сослался на то обстоятельство, что Ильин распорядился по своему усмотрению приобретенным в 1999 году за счет государственного жилищного сертификата жилым помещением, заключив с бывшей женой при расторжении брака в 2005 году мировое соглашение, в соответствии с которым последняя стала являться собственником указанной квартиры, а право собственности Ильина на это жилое помещение было прекращено 5 декабря 2011 года.
Полагая свои права нарушенными, Ильин, через своего представителя Козырева А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение жилищной комиссии от 26 января 2016 года о снятии его с жилищного учета, а также действия начальника Управления по его утверждению незаконными, и обязать ответчиков восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Ильина, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Полагая, что суд неправильно применил положения статей 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Жилищного кодекса РФ, автор жалобы обращает внимание, что на день подачи Ильиным в ноябре 2012 года рапорта о принятии его на жилищный учет он имел продолжительность военной службы по контракту более 10 лет, а на момент принятия на данный учет он не имел в собственности никакого жилого помещения.
Отмечает, что от ФСБ России истец не обеспечивался жилым помещением для постоянного проживания.
В заключение жалобы указывает, что Министерство обороны Российской Федерации и ФСБ России имеют разные жилищные программы и являются разными получателями и распределителями средств Федерального бюджета Российской Федерации, в связи с чем считает, что получение Ильиным в 1999 году жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации не исключает его права на обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии от Пограничного управления ФСБ России по Курской области.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
Так, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 того же Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Дав надлежащую оценку приведенным правовым нормам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что государство (федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) гарантирует указанной категории военнослужащих обеспечение жильем для постоянного проживания только один раз за все время военной службы, а при предоставлении жилого помещения на военнослужащего, в свою очередь, возлагается обязанность по сдаче жилого помещения, ранее предоставленного ему на указанных основаниях. Это жилое помещение в силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит предоставлению другим военнослужащим и членам их семей.
В этой связи и вопреки доводам автора апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно указал в обжалуемом решении, что в случае, если военнослужащий распорядился ранее предоставленным ему жилым помещением, то основания для повторного обеспечения его таковым по договору социального найма в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", отсутствуют даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ.
Как видно из материалов дела и верно установилсуд первой инстанции, в 1999 году Ильин приобрел в собственность на семью из 4-х человек трехкомнатную квартиру общей площадью 50,9 кв.м. в городе Курске путем реализации предоставленного ему от Министерства обороны Российской Федерации государственного жилищного сертификата.
В 2005 году Ильин заключил при расторжении брака с бывшей женой мировое соглашение, в соответствии с которым последняя стала являться собственником указанной квартиры. Право собственности Ильина на это жилое помещение было прекращено 5 декабря 2011 года, а до 17 апреля 2012 года он продолжал быть зарегистрированным в нем.
Распорядившись, таким образом, ранее приобретенным за счет военного ведомства жилым помещением, истец тем самым лишил себя возможности сдать его государству для последующего заселения этого жилого помещения другими военнослужащими.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Одним из оснований снятия граждан с жилищного учета, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, является выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При таких обстоятельствах и вопреки доводам автора апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение жилищной комиссии от 26 января 2016 года, оформленное протоколом N 1, о снятии Ильина с учета нуждающихся в жилом помещении и действия начальника Управления по его утверждению, являются правильными и прав административного истца не нарушают.
При этом тот факт, что указанное жилое помещение было приобретено в 1999 году за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, а от ФСБ России истец жилым помещением не обеспечивался, на который ссылается в апелляционной жалобе представитель истца, юридического значения не имеет, поскольку в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения является единой для всех военнослужащих, независимо от того, в каком федеральном органе исполнительной власти они проходят военную службу.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 17 июня 2016 года по административному исковому заявлению Ильина ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания Т.М. Давлетова
30.08.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.