Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 октября 2016 г. по делу N 33а-1518/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8 ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя административного истца ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса ФИО1 об оспаривании бездействия 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанного с непринятием решения о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя административного истца, поддержавшего административную жалобу, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поступил в военное училище, которое окончил в ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем проходил военную службу по контракту по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с семьей (жена) принят с ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В связи с предстоящим увольнением, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в 1 отдел ЗРУЖО с заявлением о перечислении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ начальник 1 отдела ЗРУЖО в личную карточку очередника внес изменения, указав форму обеспечения ФИО1 жилым помещением - жилищная субсидия.
Приказом начальника 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с военной службы, по истечении срока контракта о прохождении военной службы и исключен с ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава воинской части.
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать незаконным бездействие начальника 1 отдела ЗРУЖО, связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии и обязать указанное должностное лицо принять решение о предоставлении ему этой субсидии.
Гарнизонный военный суд в удовлетворения административного иска отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суд привел содержание норм Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые регулируют обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, однако не дал им никакого анализа. Пункт 17 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" свидетельствует только о том, что субсидии и жилые помещения предоставляются вне очереди лицам, имеющих трех и более детей и имеющим льготы по иным основаниям.
Обращает внимание на неполноту судебного разбирательства, считая, что не было представлено сведений об очередности лиц переведенных на жилищную субсидию, о порядке формирования очереди, об органе уполномоченном её формирование.
Отмечает, что приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден не только порядок предоставления субсидии, но и её основания предоставления. Поскольку он, ФИО1, все необходимые документы представил в 1 отдел ЗРУЖО, то возникло основание для принятия решения о предоставлении субсидии, однако суд сделал вывод, что приведенный приказ регулирует порядок выплаты жилищной субсидии, а не основания её предоставления, тем самым не применил закон, подлежащий применению.
Полагает, что суд был не беспристрастным, поскольку бездействие административного ответчика очевидно. При этом приводит ссылку на приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Анализ этой нормы свидетельствует, что предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами выше указанного Федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ Министр обороны Российской Федерации приказом N
утвердил Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок). При этом п. 2 и 3 приказа установлено, что определение и учет потребности Министерства обороны Российской Федерации в бюджетных ассигнованиях на реализацию выплаты субсидии для включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год производится в плановым порядком заблаговременно.
Пунктом 5 Порядка определено, что одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности и исходя из бюджетных ассигнований.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено его заявление и он переведен на жилищную субсидию. При этом в, размер которой составляет 3705223 руб. 20 коп. При этом в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее даты принятия на учет административного истца, состоят очередники и внеочередники, принятые на учет нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что оснований для признания незаконным бездействия структурного подразделения уполномоченного органа Министерства обороны России не имеется, и поскольку права внеочередного обеспечения жилищной субсидией ФИО1 не имеет, а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, принятых ранее административного истца на жилищный учет.
Кроме того, следует исходить из того, что поскольку ФИО1 обратился с заявлением о выделении жилищной субсидии лишь ДД.ММ.ГГГГ, то для него непосредственно денежные средства не выделялись и не поступали, поэтому решение 1 отделом ЗРУЖО о выплате этих средств, которые не поступили, принято быть не могло.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом судебного разбирательства, и им дана в решении судом первой инстанции надлежащая оценка.
Утверждения о неполноте судебного разбирательства, и то, что судья не был беспристрастен, несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению, а правильное по существу решение - отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.