Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан З.Г. Ахатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.А. Хуснутдиновой к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части установления на Схеме функциональных зон, Схеме градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, Схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети границ планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице "адрес"
УСТАНОВИЛ:
Решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 23-26 утвержден Генеральный план муниципального образования г. Казани.
Данное решение опубликовано в печатном издании "Казанские ведомости" N 272 от 29 декабря 2007 года.
Генеральный план состоит из текстовых и графических материалов, включающих в себя, в том числе, Схему функциональных зон, Схему градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, Схему очередности развития общегородской улично-дорожной сети.
Н.А. Хуснутдинова обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим Генерального плана г. Казани в части установления на Схеме функциональных зон, Схеме градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, Схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети границ планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице "адрес".
По мнению административного истца, оспариваемые ею положения Генерального плана г. Казани противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в настоящее время истек запланированный срок строительства указанной автомагистрали. Оспариваемые нормы нарушают ее права и законные интересы в сфере землепользования, создают препятствия в предоставлении в собственность используемого ею земельного участка, на котором расположен ее жилой дом.
В судебном заседании представитель административного истца М.Ф. Сатдинов административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан А.Г. Ибрагимова, А.А. Латыпова административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования г. Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено утверждение генерального плана.
Во исполнение требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 8, 19 Устава муниципального образования г. Казани 25 декабря 2006 года по проекту Генерального плана г. Казани проведены публичные слушания, назначенные постановлением Мэра г. Казани от 23 ноября 2006 года N 296.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в газете "Казанские ведомости N 41 (4263) от 23 февраля 2007 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемые ею положения Генерального плана г. Казани противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в настоящее время истек запланированный срок строительства спорной автомагистрали, суд приходит к следующему.
В статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, было предусмотрено, что генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа (пункт 2 части 3).
В пунктах 1, 2 части 5 той же статьи указывалось, что положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Перечисленное не противоречит современному правовому регулированию содержания генерального плана поселений.
В названной редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации его статья 26 предписывала, что реализация генерального плана городского округа осуществляется на основании плана реализации генерального плана городского округа, который утверждается главой местной администрации городского округа и содержит, в том числе: сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов; сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения; финансово-экономическое обоснование реализации генерального плана.
Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, которая не предусматривала составление и утверждение плана реализации генерального плана городского округа.
Действующая редакция статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установила, что реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
В составе Генерального плана г. Казани выделены следующие временные сроки его реализации:
- расчетный срок Генерального плана, на который запланированы все основные проектные решения Генерального плана городского округа Казань, - 2020 год;
- первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана, - 2010 год (пункт 1.5).
За расчетным сроком Генерального плана выделяется период, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования г. Казани, - 2021 - 2050 годы (пункт 1.6).
В соответствии с пунктом 3.2.2 Генерального плана г. Казани развитие общегородской улично-дорожной сети на расчетный срок реализации Генерального плана и прогнозируемый период осуществляется в соответствии со Схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта и Схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети.
В перечень общегородских улиц и дорог, предлагаемых к строительству и реконструкции на расчетный срок реализации Генерального плана, входят, в том числе, общегородские улицы и дороги координированного движения (завершение Большого Казанского кольца (в состав которого входит автомагистраль по улице "адрес") - всего 28,0 км (пункт 3.2.2.1).
Включение строительства автомагистрали по улице "адрес" в первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана со сроком - 2010 год и не исполнение данного плана в этот срок не изменяет указанного расчетного срока Генерального плана г. Казани. Поэтому установление на Схеме функциональных зон, Схеме градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, Схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети границ планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице "адрес" не противоречит нормам градостроительного законодательства.
Ссылаясь на нарушение своих прав оспариваемой частью нормативного правового акта, административный истец привела доводы о том, что органами местного самоуправления ей отказано в предоставлении земли в собственность по мотиву расположения участка в границах территории планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице "адрес".
Вместе с тем проверка правомерности принятия органами местного самоуправления решений об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка на основании оспариваемого нормативного акта не входит в предмет судебного разбирательства при осуществлении судом абстрактного нормоконтроля.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Н.А. Хуснутдиновой к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части установления на Схеме функциональных зон, Схеме градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, Схеме очередности развития общегородской улично-дорожной сети границ планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице "адрес" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газетах "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 21 сентября 2016 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.