Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Титовой В.В., Бакланова Е.А.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 21 июля 2016 года по административному исковому заявлению Суриной Л. Н. и Чулюковой С. В. об оспаривании ненормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сурина Л.Н. и Чулюкова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, требуя признать недействительным постановление администрации города Барнаула от 28 октября 2014 года *** с изменениями от 31 декабря 2014 года N2776 "Об определении способа формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "адрес"" в части включения в реестр регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" многоквартирных домов по адресам: "адрес" "адрес"; обязать администрацию г.Барнаула устранить допущенные нарушения прав и законных интересов собственников жилья, исключив из реестра регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" многоквартирные дома по адресам: "адрес" "адрес"), взыскать судебные расходы. В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГ административным истцам стало известно, что администрация г.Барнаула автоматически внесла вышеуказанные дома в реестр регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов". Однако в период с 18 по 29 августа 2014 года заочным голосованием собственниками помещений домов *** "адрес" ***А "адрес" по "адрес" "адрес" был избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Городок", что подтверждается протоколом *** заочного голосования от ДД.ММ.ГГ. Из данного протокола следует, что собственниками помещений принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Городок", принято решение по размеру взноса, выбрано уполномоченное лицо на открытие счета, определена кредитная организация, в которой будет открыт счет. ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Городок" открыт специальный счет в Алтайском отделении ОАО Сбербанка России, в последствии специальные счета были открыты на каждый корпус многоквартирных домов ***Л корп. с l по 6 и ***А корп. с l по 6, всего 12 спец. счетов, на которые собственники помещений перечисляют взносы на формирование фонда капитального ремонта. Таким образом, многоквартирные "адрес"Л "адрес" ***А "адрес" "адрес" "адрес" формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, владельцем которых является ТСЖ "Городок" на основании решения общего собрания собственников. ДД.ММ.ГГ государственная инспекция Алтайского края была уведомлена о принятом собственниками решении. Несмотря на то, что собственниками помещений многоквартирных домов реализован порядок формирования фонда капитального ремонта, ответчиком принято оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГ *** "Об определении способа формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "адрес"", которым утвержден реестр многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта. Действия по формированию и перечислению денежных средств собственников помещений многоквартирных домов *** Л "адрес" 71А "адрес" "адрес" в "адрес" на какой-то иной счет, нежели специальный счет, открытый ТСЖ "Городок" специально для указанных многоквартирных домов в Сбербанке, противоречат действующему законодательству и нарушают права собственников помещений указанных домов.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 21 июля 2016 года административный иск удовлетворен частично: признано незаконным постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** с изменениями от 31 декабря 2014 года N 2776 "Об определении способа формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "адрес"" в части включения в реестр регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" многоквартирных домов по адресам: "адрес" в остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация г.Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что представленные ТСЖ "Городок" в орган государственного жилищного надзора документы не соответствовали ст.ст.170, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имели юридической силы и не порождали правовых последствий, в связи с чем, информация о выбранном способе формирования фонда не была передана государственной жилищной инспекцией в администрацию г.Барнаула. Невыполнение органом местного самоуправления обязанности по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не исключает его обязанности по принятию решения о формировании такого фонда и не влияет на законность данного решения. Кроме того, собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности инициировать принятие общим собранием решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
В возражениях на апелляционную жалобу административные истцы просили оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Попов Н.В. и представитель заинтересованного лица Кузнецова К.С. доводы жалобы поддержали, представитель административных истцов Усачева Н.Н. полагала решение суда законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы отмены решения суда.
При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что решение администрации г.Барнаула о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов по "адрес" в отсутствие принятия необходимых мер, направленных на проведение общего собрания собственников помещений в указанных домах, оказания помощи в принятии решения относительно способа формирования фонда капитального ремонта, при том, что собственниками помещений вышеназванных домов был избран способ формирования такого фонда, - путем аккумулирования денежных средств на специальном расчетном счете ТСЖ "Городок", нельзя признать правомерным.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, основанном на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.1 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (ч.3 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования краевой программы, в которую включен многоквартирный дом и в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Алтайского края документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
На основании ч.2 ст.10 того же Закона владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора Алтайского края уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года N 146 утверждена краевая программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" (опубликована в газете "Алтайская правда" от 29 марта 2014 года N 79).
Согласно ч.6 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В соответствии с ч.7 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г.Барнаула от 28 октября 2014 года *** (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г.Барнаула от 31 декабря 2014 года N2776) определен способ формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на счет некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" для многоквартирных домов г.Барнаула, в которых собственники помещений в срок, установленный ст.9 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в тот же срок. При этом утвержден реестр многоквартирных домов, в отношении которых определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в который включены дома, находящиеся по адресам: "адрес"
Между тем, как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: "адрес", "адрес" было принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем аккумулирования денежных средств на специальном счете ТСЖ "Городок", а также решения относительно размера взноса, уполномоченного лица на открытие счета, определена кредитная организация, в которой будет открыт счет, что следует из содержания протокола *** заочного голосования от ДД.ММ.ГГ. К названному протоколу приложены протоколы голосования собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах "адрес".
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Городок" открыт специальный счет в Алтайском отделении *** "Сбербанка России" для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
В этот же день в Государственную инспекцию Алтайского края поступило уведомление по итогам проведенного общего собрания собственников, к которому был приложен протокол *** заочного голосования от ДД.ММ.ГГ, а также справка Алтайского отделения *** "Сбербанка России" от ДД.ММ.ГГ об открытии специального счета.
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Городок" уведомило ООО "Вычислительный центр ЖКХ" и ООО "Единый расчетный центр" о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме.
Государственная инспекция Алтайского края ДД.ММ.ГГ направила письмо *** начальнику отдела транзакционного бизнеса Алтайского отделения ОАО "Сбербанк России" об установлении крайних сроков открытия специальных счетов на территории Алтайского края для ТСЖ/ЖСК - ДД.ММ.ГГ, для регионального оператора - ДД.ММ.ГГ.
Письмом ООО "Вычислительный центр ЖКХ" от ДД.ММ.ГГ *** в адрес Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" направлена копия уведомления по итогам проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах N "адрес"
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Городок" направило в Государственную инспекцию Алтайского края и Региональному оператору Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" письмо об ошибочном включении домов по адресам: "адрес" реестр регионального оператора.
Согласно письменному ответу Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** представленный протокол голосования собственников помещений спорных многоквартирных домов, а также справка об открытии специального счета не соответствуют требованиям жилищного законодательства, поскольку законом предусмотрена необходимость принятия решения по каждому многоквартирному дому отдельно.
В связи с этим ДД.ММ.ГГ ОАО "Сбербанк России" были открыты специальные счета на каждый корпус (с первого по шестой) многоквартирных домов *** по "адрес" (всего 12 специальных счетов) для формирования фонда капитального ремонта вышеназванных многоквартирных домов и осуществления расчетов в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается соответствующими справками.
ДД.ММ.ГГ ТСЖ "Городок" в дополнение к ранее представленной информации от ДД.ММ.ГГ направило в адрес Государственной инспекции Алтайского края протоколы общих собраний собственников помещений по адресам: "адрес" "адрес" и сообщило об открытии двенадцати специальных счетов в отношении каждого корпуса указанных жилых домов, а ДД.ММ.ГГ заключило с ООО "Единый расчетный центр" договоры присоединения к системе сбора и обработки платежей "Город" на каждый корпус спорных многоквартирных жилых домов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Государственная инспекция Алтайского края до января 2015 года не извещала ТСЖ "Городок" о том, что представленный товариществом собственников жилья протокол общего собрания собственников жилых помещений спорных домов и справка об открытии спецсчета не соответствуют требованиям жилищного законодательства и не указывала на необходимость принятия решения по каждому многоквартирному дому отдельно, тогда как органом местного самоуправления доказательств принятия мер по созыву собрания собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов в порядке, предусмотренном ч.6 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации, равно как и оказания помощи в принятии решения относительно способа формирования фонда капитального ремонта не представлено, суд первой инстанции с учетом положений вышеприведенных норм материального права и правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** обоснованно пришел к выводу о том, что принятое администрацией г.Барнаула постановление от 28 октября 2014 года N 2320 с учетом внесенных в него изменений от 31 декабря 2014 года N 2776 "Об определении способа формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах "адрес"" в части включения в реестр регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" многоквартирных домов по адресам: "адрес" является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что документы, представленные в Государственную инспекцию Алтайского края собственниками спорных жилых домов не имели юридической силы и не порождали правовых последствий, не принимаются, поскольку само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о законности оспариваемого в части решения администрации г.Барнаула.
Ссылка в жалобе на имеющуюся у собственников помещений многоквартирных домов возможность в настоящее время инициировать принятие общим собранием решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не имеет правового значения, поскольку ранее указанными лицами было принято решение, касающееся способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с положениями ч.3 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако органом местного самоуправления не было оказано своевременной помощи, направленной на реализацию такого решения в срок, установленный ч.5 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.
Как следует из имеющихся в деле квитанций, каждым из административных соистцов при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
Однако в силу требований п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче физическим лицами административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными оплачивается государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
Поскольку требования Суриной Л.Н. и Чулюковой С.В. о признании незаконным постановления администрации г.Барнаула судом удовлетворены, на основании ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком в пользу каждого из административных истцов подлежали возмещению расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей.
Таким образом, в этой части резолютивная часть решения подлежит уточнению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 21 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзац 4 в следующей редакции:
Взыскать с администрации г.Барнаула в пользу Суриной Л. Н. и Чулюковой С. В. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по 150 рублей в пользу каждой.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.