ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 21 октября 2016 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р.И.
с участием прокурора Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Айтмухаметовой А.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Айтмухаметовой А.А., Айтмухаметовой К.К., Айтмухаметовой Р.Г., Айтмухаметова А.Н. к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в части включения в приложение N 1 в Адресном перечне аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 в Реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения дома 148 корпус 150 по улице Пионерской города Уфы,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2014 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы (далее - Программы), (в редакции Постановлений Правительства РБ от 28 ноября 2014 N 547, от 26 декабря 2014 N 623, от 27 февраля 2015 N 53, от 13 августа 2015 N 318, от 28 марта 2016 N 95, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Республики Башкортостан от 03 июля 2015 по делу N 3г-292/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-293/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-294/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-295/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-296/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-297/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-298/2015).
В приложении N 1 к названной программе содержится Адресный перечень аварийных многоквартирных домов (далее - Адресный перечень), а в приложении N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения (далее - Реестр).
В подпунктах 315 указанных приложений Адресного перечня и Реестра указан многоквартирный жилой дом 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы. В качестве документа подтверждающего признание дома аварийным значится акт межведомственной комиссии, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 25 апреля 2014 года и в журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12 мая 2014 года, N 214(452), статья 615 (опубликован без Программ и приложений к ним).
Айтмухаметова Р.Г., являясь нанимателем комнаты 6, квартиры 11, дома 148, корпус 150 по улице Пионерская города Уфы и члены ее семьи, которые были вселены с нанимателем в жилое помещение Айтмухаметов А.Н. (сын), Айтмухаметова А.Н. (дочь), Айтмухаметова А.А. (внучка), Айтмухаметова К.К. (внучка) на основании договора социального найма от 12 февраля 2015 года, обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в части включения в приложение N 1 в Адресном перечне и в приложение N 3 в Реестре дома 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы.
В обоснование своих требований указали, что включение данного жилого дома в вышеуказанную адресную программу противоречит федеральному законодательству и нарушает их жилищные права, поскольку дом не был в установленном порядке признан аварийным или подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и сносу до 1 января 2012 года, несмотря на это они получили уведомление, в котором им предлагается переехать в другое жилое помещение в отдаленный от центра район города.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 октября 2016 года администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре исключены из числа административных ответчиков по данному административному делу и привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
В судебном заседании административный истец Айтмухаметова А.Н., представитель административных истцов Хисамов В.Р. административный иск поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О., представители администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И., Идрисова Д.Т., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Епифанова Д.Р. просили отказать в удовлетворении административного иска.
Административные истцы Айтмухаметова Р.Г., Айтмухаметов А.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пунктам "к" части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ) Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).
По смыслу части 2 статьи 16 данного федерального закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в специальный перечень, являющийся обязательной составляющей этой программы, включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений в других строениях к категории непригодных для постоянного проживания до 23 сентября 2003 года был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529 (далее - Положение от 5 ноября 1985 года).
Согласно данному положению вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания рассматривались межведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов (пункт 1.2, 3.2). Названные комиссии осуществляли свою работу на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов (пункт 3.3), по окончании работы оформлялся акт с обязательным отражением в нем оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чем сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).
По настоящему делу административные истцы, оспаривая в части нормативный правовой акт, ссылаются на то, что дом 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы не был признан в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания (обследование состояния жилого дома не проводилось, акт межведомственной комиссии в 1999 году не составлялся).
С учетом требований части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о невозможности разрешить дело без подлинного экземпляра акта межведомственной комиссии Советского района города Уфы, утвержденного постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Однако подлинник акта межведомственной комиссии, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735, об отнесении данного жилого дома к категории непригодных для проживания надлежащим образом заинтересованными лицами суду представлен не был.
Утверждение администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что вышеуказанный документ изъят на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от 27 января 2014 года, голословно не подтверждается никакими доказательствами. Так из протокола выемки РОПД Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан усматривается, что акт межведомственной комиссии Советского района города Уфы об обследовании жилого дома 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы не изымался сотрудниками полиции.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева О.Н., представители администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И., Идрисова Д.Т. пояснили, что не могут представить подлинник акта межведомственной комиссии о признании спорного дома аварийным, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735, надлежащим образом заверенная копия указанного акта также не была представлена суду.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд также учитывает, что в силу пункта 2.2 Положений по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N529, действовавшего на момент вынесения постановления главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относились:
- каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Однако в техническом паспорте, составленном по состоянию на 11 июня 1999 года, указано, что физический износ строения составляет 55 %.
При таких обстоятельствах дом 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы не мог быть отнесен в 1999 году к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2 вышеуказанных Положений.
Суд полагает, что оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные права административных истцов, поскольку предусматривает их переселение из спорного дома.
Так, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Уфы от 04 апреля 2016 года по гражданскому делу N 2-2495/2016 Айтмухаметова Р.Г., Айтмухаметов А.Н., Айтмухаметова А.Н., Айтмухаметова А.А., Айтмухаметова К.К. выселены из спорного жилого помещения с предоставлением по договору социального найма другого жилого помещения, в связи с включением дома 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136. Данное решение не исполнено на день рассмотрения административного дела.
При этом из текста указанного решения районного суда следует, что в обоснование иска о выселении представитель администрации городского округа город Уфа ссылался на признание вышеуказанного дома аварийным по заключению от 07 октября 2015 года, утвержденному постановлением главы администрации городского округа город Уфа N 3926 от 20 ноября 2015 года, тогда как в оспариваемую адресную программу подлежали включению жилые дома признанные аварийными до 1 января 2012 года.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Советского районного суда г. Уфы от 04 апреля 2016 года по гражданскому делу N 2-2495/2016 о выселении Айтмухаметовых из спорного жилого помещения и решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 июля 2016 года об удовлетворении иска Айтмухаметовых к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку в установленном порядке до 1 января 2012 года жилой дом 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы не был признан аварийным, то его включение в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
При таких обстоятельствах, требование Айтмухаметовой А.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Айтмухаметовой А.А., Айтмухаметовой К.К., Айтмухаметовой Р.Г., Айтмухаметова А.Н. подлежит удовлетворению.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, поэтому суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
административный иск Айтмухаметовой А.Н., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Айтмухаметовой А.А., Айтмухаметовой К.К., Айтмухаметовой Р.Г., Айтмухаметова А.Н. удовлетворить.
Признать приложение N 1 Адресный перечень аварийных многоквартирных домов и приложение N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, в части включения жилого дома 148 корпус 150 по улице Пионерская города Уфы, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Cудебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.