Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 16 августа 2016 года, которым рассмотрена жалоба на постановление первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым от 08 декабря 2015 года N 3 в отношении
ФИО1, являющегося заместителем начальника железной дороги по экономике и финансам ГУП Республики Крым "Крымская железная дорога", проживающего по адресу: "адрес",
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
Постановлением первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. от 08 декабря 2015 года N 3 заместитель начальника железной дороги по экономике и финансам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" Рокачев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Рокачев С.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 16 августа 2016 года жалоба Рокачева С.А. удовлетворена частично. Постановление первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. от 08 декабря 2015 года N 3 изменено, снижен размер административного штрафа до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Рокачев С.А., не согласившись с вынесенным решением, обратился с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 16 августа 2016 года и принять новое решение, которым производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на то, что ГУП РК "Крымская железная дорога" не является получателем бюджетных средств в понимании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отмечает, что в платежных поручениях не указывается счет, какого именно Соглашения производится оплата. Таким образом, не представляется возможным установить, что данная оплата была произведена в счет того или иного Соглашения.
Рокачев С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители службы финансового надзора Республики Крым Крылова Л.Н. и Григорьева Е.А. в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности в Государственном унитарном предприятии Республики Крым "Крымская железная дорога" за период с 01.01.2015 по 30.09.2015, по результатам проверки составлен акт проверки N 08-22/1.
В результате проверки установлено, что исполняющим обязанности заместителя начальника железной дороги по экономике и финансам Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" Рокачевым С.А. в марте 2015 года были подписаны платежные поручения на оплату за счет бюджетных средств, полученных по вышеуказанному соглашению командировочных расходов на общую сумму 89100 руб., средств на культурно-массовую работу в размере 0,5% фонда оплаты труда профсоюзному комитету на общую сумму 1120855,88 руб., при том, что Перечнем мероприятий по обеспечению функционирования ГУП РК "КЖД" и Планом использования бюджетных средств на 2015 год по ГУП РК "КЖД", вышеуказанные расходы предусмотрены не были. Кроме того, Рокачевым С.А. в июне 2015 года было подписано платежное поручение на оплату за счет бюджетных средств электрической энергии на сумму 5821890,51 руб., что превысило размер средств на оплату электрической энергии, предусмотренный Планом использования бюджетных средств на 2015 год по ГУП РК "КЖД".
Также, Рокачеву С.А. вменено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 463431,42 руб., выразившееся в направлении средств субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК "КЖД" и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Планом финансового обеспечения ГУП РК "КЖД", который является Приложением N 1 к Соглашению о предоставлении в 2015 года субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК "КЖД" от 08.07.2015 N 171-НЗЭ/15. 13.08.2015 Рокачевым С.А. подписано платежное поручение на оплату за счет бюджетных средств, полученных по вышеуказанному Соглашению, природного газа на сумму 463431,42 руб., при том, что Планом финансового обеспечения ГУП РК "КЖД", вышеуказанные расходы предусмотрены не были.
В результате выявленных нарушений в отношении Рокачева С.А. - заместителя начальника железной дороги по экономике и финансам ГУП Республики Крым "Крымская железная дорога" вынесено постановление N 3 от 08 декабря 2015 года, которым Рокачев С.А. привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Ответственность по со ст. 15.14 КоАП РФ наступает в случае нецелевого использования бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 449 от 15.05.2014 "Об утверждении Правил предоставления в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности государственного предприятия "Крымская железная дорога", Соглашения о предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности государственного предприятия "Крымская железная дорога", заключенного между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Советом Министров Республики Крым N 81с от 27.05 2014, 04.06.2014 между Республиканским комитетом Республики Крым, в дальнейшем согласно дополнительному соглашению N 1 от 09.12.2014 Министерством транспорта Республики Крым, и государственным предприятием "Крымская железная дорога", в дальнейшем согласно дополнительному соглашению N 2 от 29.10.2015 Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымская железная дорога" (далее ГП КЖД) заключено соглашение N 67-НФ/14 о предоставлении в 2014 году трансферта на финансовое обеспечение деятельности государственного предприятия "Крымская железная дорога", предметом которого согласно п. 1.1 является предоставление в 2014 году трансферта из бюджета Республики Крым с целью обеспечения деятельности ГП КЖД в соответствии с перечнем мероприятий по обеспечению функционирования последнего на период до конца 2014 года (Приложение N1 к Соглашению).
Сторонами указанного соглашения было подписано Приложение N1 к указанному соглашению, в котором был определен перечень мероприятий по обеспечению функционирования ГП КЖД на период до конца 2014 года, к которым отнесено, в том числе, обеспечение потребностей в топливе с целью бесперебойного функционирования ГПКЖД и обеспечения перевозочного процесса, обеспечение потребности в электроэнергии с целью бесперебойного функционирования ГПКЖД.
Между Министерством транспорта Республики Крым и ГП КЖД 08.06.2015 заключено Соглашение о предоставлении в 2015 году субсидий на финансовое обеспечение деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" N 171-НЗЭ/15, предметом которого согласно п.п. 1.1 было предоставление в 2015 году субвенции на финансовое обеспечение деятельности последнего в соответствии с планом финансового обеспечения его деятельности на период до конца 2015 года (приложение N1 к Соглашению).
Стороны подписали Приложение N1 к указанному соглашению, содержащее План финансового обеспечения деятельности ГПКЖД, в котором, предусмотрен общий объем расходов в сумме 4200,0 млн. рублей, из которых, в частности, указано, что расходы на финансовое обеспечение деятельности последнего по топливу составляет 178,3 млн. рублей, по электроэнергии - 192,2млн. рублей.
Согласно представленным доказательствам Рокачевым С.А., в июне 2016 года подписано платежное поручение на оплату за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14 электрической энергии на сумму 5 821 890,51 рублей.
В материалах дела имеется копия приложения к акту внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ГПКЖД за период времени с 01.01.2015 по 30.09.2015, в котором отражена составленная работником Службы финансового надзора Республики Крым ведомость оплаты электрической энергии ГПКЖД за счет бюджетных средств, полученных на его расчетный счет за январь-сентябрь 2015 года.
Согласно указанной ведомости в оговоренный выше период времени ГПКЖД за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14 и Соглашению от 08.07.2015 N 171-НЗЭ/15, оплатила электроэнергию на сумму 179959007,08 рублей.
По утверждению Службы финансового надзора Республики Крым по Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14 предприятием было оплачено 156121890,51 рублей, что, по их мнению, свидетельствует о превышении расходов, запланированных на эти цели в соответствии с "Перераспределением по направлениям использования бюджетных средств на 2015 год по Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская железная дорога", утвержденному начальником ГУПРК "КЖД" ФИО7 15.05.2015, согласованным Министерством транспорта Республики Крым (т.1 л.д.31 ), согласно которому выделенные средства трансферта следовало направить на оплату электрической энергии в размере 150300000,00 рублей.
По результатам изучения информации, содержащейся в ведомости оплаты электрической энергии ГПКЖД за счет бюджетных средств, полученных на его расчетный счет за январь-сентябрь 2015 года, следует, что после заключения 08.06.2015 Соглашения о предоставлении в 2015 году субсидий на финансовое обеспечение деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" N 171-НЗЭ/15, ГПКЖД осуществляла оплату электрической энергии 24.07.2015 на сумму 7795701,42 рублей, 27.07.2015 - 1083121,18 рублей, 10.08.2015 - 1342284,81 рублей, расходы по осуществлению этих платежей отнесены специалистами контролирующего органа к объему финансирования, выделенного по Соглашению от 04.06.2014 N 67-НФ/14.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства идентификации указанных расходов, по указанным соглашениям согласно порядку, приведенному в указанном выше приложении к акту.
08.06.2015 было заключено Соглашение о предоставлении в 2015 года субсидий на финансовое обеспечение деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" N 171-НЗЭ/15, в приложении N1 которого предусмотрен объем расходов по электроэнергии размере 192,2 млн. рублей.
При изучении положений Соглашения от 04.06.2014 N 67-НФ/14 и Соглашения от 08.06.2015 N N171-НЗЭ/15, приложений к ним следует, что одним из мероприятий по обеспечению функционирования ГПКЖД, для осуществления которых были предоставлены последнему средства из бюджета Республики Крым в 2014, 2015 г.г., являлось обеспечение потребностей этого предприятия в электроэнергии с целью его бесперебойного функционирования.
Материалы дела подтверждают, что именно на эти цели ГПКЖД в период времени с января по сентябрь 2015 года и были использованы бюджетные средства в сумме 179959007,08 рублей.
Указанные расходы не превышают объемы, определенные Соглашением от 04.06.2014 N 67-НФ/14 с учетом суммы, определенной "Перераспределением по направлениям использования бюджетных средств на 2015 год по Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская железная дорога", утвержденным начальником ГУПРК "КЖД" ФИО7 15.05.2015, согласованным Министерством транспорта Республики Крым, и Соглашением от 08.06.2015 N N171-НЗЭ/15 с учетом размера финансового обеспечения по электроэнергии, определенного в Приложении N1 этого соглашения.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что оплата электрической энергии 24.07.2015 на сумму 7795701,42 рубль, 27.07.2015 на сумму 1083121,18 рубль, 10.08.2015 на сумму 1342284,81 рубля осуществлялась именно за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 04.06.2014 N67-НФ/14.
В силу изложенного материалами дела не подтверждаются утверждения представителей Службы финансового надзора об установлении факта нецелевого использования ГПКЖД на оплату электрической энергии 5 821 890,51 рублей за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 04.06.2014 N67-НФ/14.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при заключении 08.06.2015 Соглашения о предоставлении в 2015 году субсидий на финансовое обеспечение деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" N 171-НЗЭ/15, было подписано Приложение N1 к указанному соглашению, содержащее План финансового обеспечения деятельности ГПКЖД, в котором предусмотрено, в частности, финансовое обеспечение по приобретению топлива в размере 178,3 млн. рублей.
При проведении работниками Службы финансового надзора Республики Крым внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности ГПКЖД за период времени с 01.01.2015 по 30.09.2015 установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1777502,41 рубля, в том числе 1 631 924,45 рублей - на оплату поставки природного газа, оплата услуг по транспортировке природного газа на общую сумму 145 577,96 рублей, вследствие того, что использование средств субсидии, полученной согласно Соглашению от 08.06.2015 N 171-НЗЭ/15, на эти цели не предусмотрено.
Как указано выше, при заключении 08.06.2015 Соглашения о предоставлении в 2015 году субсидий на финансовое обеспечение деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" N 171-НЗЭ/15, предметом которого было предоставление в 2015 году субвенции на финансовое обеспечение деятельности последнего в соответствии с планом на период до конца 2015 года, было подписано Приложение N1, содержащее План финансового обеспечения деятельности ГПКЖД, в котором, предусмотрено, в частности, финансовое обеспечение по топливу в размере 178,3 млн. рублей.
За счет средств, предусмотренных для обеспечения закупки топлива, после 08.06.2015 ГПКЖД закупало природный газ, оплачивало услуги по его транспортировке именно для обеспечения своей деятельности. При этом в Приложении N1 к Соглашению N 171-НЗЭ/15 от 08.06.2015, как и в Приложении N 1 к Соглашению от 04.06.2014 N67-НФ/14, не указано такое мероприятие как закупка природного газа и оплата услуг по его транспортировке.
Кроме того, подателем жалобы представлена Краткая форма бюджета на 2015 год, в которой в сводном бюджет затрат в строку "Топливо" 3.1.10.0.4 внесены расходы на газ.
Во исполнении условий Соглашения N 171-НЗЭ/15 от 08.06.2015 ГПКЖД направлялись в Министерство транспорта Республики Крым заявки на оплату за счет средств бюджетной субсидии стоимости природного газа и услуг по его транспортировке сопроводительными письмами N 464 от 09.07.2015, N АЧ-170 от 19.08.2015, N ВР-75 от 22.10.2015, N ВР-141 от 18.11.2015, которые были последним рассмотрены и согласованы.
В материалах дела имеется копия письма Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации исх.N 137-32/3517ис от 06.06.2016, в котором указано, что оплата природного газа на сумму 1168493,03 рублей, а также услуг по транспортировке природного газа на общую сумму 145577,96 рублей за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению о предоставлении в 2015 году субвенции на финансовое обеспечение деятельности ГУПРК "КЖД" от 08.06.2015 N 171-НЗЭ/15, является правомерной.
Закупка ГПКЖД природного газа, оплата услуги по его транспортировке осуществлялись в 2015 году именно для обеспечения деятельности этого предприятия.
Изложенные в акте проверки Службы финансового надзора Республики Крым в качестве обоснований нецелевого использования ГПКЖД средств на оплату природного газа, услуг по его транспортировке ссылки на положения Раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н в условиях подтверждения материалами дела факта оплаты ГПКЖД стоимости природного газа, услуг по его транспортировке для ведения его деятельности за счет средств, определенных в Приложении N1 к Соглашению N 171-НЗЭ/15 от 08.06.2015 как средства, выделенные на закупку топлива, не могут подтверждать использование этих сумм бюджетных средств не по назначению, указанному в Соглашении о предоставлении в 2015 году субвенции на финансовое обеспечение деятельности ГУПРК "КЖД" от 08.06.2015 N171-НЗЭ/15.
При этом каких-либо иных обоснований утверждения о том, что Рокачевым С.А. при подписании платежных поручений на оплату за счет бюджетных средств, полученных по Соглашению от 08.06.2015 N 171-НЗЭ/15, природного газа на общую сумму 1 631 924,45 рублей и услуг по транспортировке природного газа на общую сумму 145 577,96 рублей было допущено нецелевое использование бюджетных средств представлено не было.
Из материалов дела следует, что действительно Рокачевым С.А., со счета на который поступали субвенции, были перечислены денежные средства в счет оплаты командировочных расходов на общую сумму 89100 руб., и средств на культурно-массовую работу в размере 0,5% фонда оплаты труда профсоюзному комитету на общую сумму 1120855,88 руб. и указанные расходы, в отчете, были отнесены как расходы по оплате труда (заработная плата), вместе с тем, в дальнейшем был предоставлен уточненный отчет, в котором указанные расходы не учитывались и данная сумма денежных средств была переведена с другого счета предприятия, на счет на который поступали субвенции.
Кроме того, представитель надзорного органа в судебном заседании прояснила, что проверка проводилась по банковскому счету на который были перечислены бюджетные счета. Вместе с тем, на указанный счет поступали денежные средства не только из бюджета Республики Крым, но и другие денежные средства. Так, на денежные средства, находившиеся на счете, банком начислялись проценты, а в октябре 2015 года на счет поступили денежные средства с другого счета предприятия.
Банковский счет, на который поступали денежные средства из бюджета Республики Крым, не является бюджетным и на этот счет могут поступать иные денежные средства, о чем в судебном заседании подтвердил представитель надзорного органа. Таким образом, денежные средства, поступающие из бюджета на указанный счет, обезличиваются, в связи с чем невозможно определить какие именно: бюджетные или собственные денежные средства предприятия были направлены на исполнение утвержденного финансового плана.
Рокачевым С.А. была предоставлена справка о движении денежных средств по счетам предприятия, из анализа которого следует, что на выполнение финансового плана, который был утвержден уполномоченным органом, и на выполнение которого и перечислялись субвенции, денежные средства перечислялись и с других счетов предприятия, однако указанный факт не был предметом финансовой проверки, о чем в судебном заседании подтвердил представитель Службы финансового надзора Республики Крым.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении первым заместителем начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В., а затем и судьей Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым при пересмотре по жалобе Рокачева С.А. постановления N 3 от 08.12.2015 г. требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке жалобы, протеста выносится решение об отмене постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление Службы финансового надзора Республики Крым от 08 декабря 2015 года N 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, решение судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 21.07.2016, в отношении Рокачева С.А. подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление Службы финансового надзора Республики Крым от 08.12.2015 N 3, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 16.08.2016, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.