Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Вагановой Е.С.,
при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района в интересах Российской Федерации к Республиканскому агентству лесного хозяйства о понуждении произвести уборку порубочных остатков,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Кривобокова В.В.,
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2016 г.,
которым постановлено:- Исковые требования прокурора Баргузинского
района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков путем сбора в кучи в местах, свободных от подроста и расположенных на расстоянии менее 2 м. от крон деревьев с последующим их сжиганием, расположенных на территории " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав прокурора Астраханцеву Е.П., представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобокову В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района РБ просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - РАЛХ) произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков путем сбора в кучи в местах, свободных от подроста и расположенных на расстоянии менее 2 м. от крон деревьев с последующим их сжиганием, расположенных на территории " ... "
Исковые требования мотивированы тем, что в указанных в исковом заявлении лесных массивах, неустановленные лица совершили незаконную рубку лесных насаждений, по данным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. Расследование по уголовным делам приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В соответствии с информацией, представленной лесничими " ... " и " ... " лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства, местность, где произведены указанные незаконные рубки лесных насаждений от порубочных остатков не очищены, надлежащим образом порубочные остатки не сложены. Наличие порубочных остатков является пожароопасным фактором. В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13 "Об утверждении положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства", Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. Одной из основных задач РАЛХ является охрана, защита лесов. На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено ТУ Росимущество в РБ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Магомедова Ж.Г. исковые требования поддержала. В части требований об очистке места незаконной порубки от порубочных остатков в лесном массиве на территории " ... ", от иска отказалась, ввиду того, что согласно данным лесничего " ... " лесничества место незаконной рубки в указанном квартале пройдено пожаром ... в ... тем самым порубочные остатки были уничтожены.
Представитель ответчика по доверенности Кривобокова В.В. исковые требования не признала. Считает, что иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику. Надлежащим ответчиком является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия. Кроме того, указывает, что работы по защите лесов, в том числе проведению санитарно-оздоровительные мероприятия выполняются подведомственными РАЛХ автономными учреждениями Республики Бурятия лесхозами в рамках утвержденных государственных заданий на ... на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов. Субсидии на выполнение указанных работ предоставляются в пределах бюджетных ассигнований. Однако, при защите бюджетных проектировок на ... Федеральным агентством лесного хозяйства средств на очистку от порубочных остатков мест незаконных рубок РАЛХ не выделялось.
Представитель третьего лица ТУ Росимущество в РБ в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Республиканское агентство лесного хозяйства просит его отменить, мотивируя незаконностью и необоснованностью, принятием решения с нарушением норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель РАЛХ Кривобокова В.В. ( по доверенности) доводы жалобы поддержала и пояснила, что в ходе судебного заседания суда первой инстанции не был доказан тот факт, что указанные лесные площади требуют санитарно-оздоровительных мероприятий в форме очистки леса от захламления. Кроме того, исковые требования об обязании провести очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, заявлены в период ЧС. Санитарно-оздоровительные мероприятия, как мера противопожарной безопасности с ... прекратила свое действие. Просила производство по делу прекратить.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия Астраханцева Е.П. поддержала возражения прокурора Баргузинского района Баторова Б.Н. на апелляционную жалобу ответчика, просила отказать в удовлетворении жалобы.
Представитель ТУ Росимущество в РБ в суд не явился, надлежаще извещен о дате и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщал.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в " ... " лесных массивах, расположенных на территории " ... " неустановленные лица совершили незаконную рубку лесных насаждений, по данным фактам возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. Расследование по уголовным делам приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В соответствии с информацией, представленной лесничими " ... " и " ... " лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства, местность, где произведены указанные незаконные рубки лесных насаждений от порубочных остатков не очищены.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
В силу п.7 ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации снижение природной пожарной опасности лесов путем проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, является одной из мер противопожарного обустройства лесов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии с пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, - а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 417 от 30 июня 2007 года, запрещается засорение леса отходами и мусором.
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно ст. 77 п. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЛК Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В силу п. 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007г. N 53 очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что РАЛХ является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13 "Об утверждении положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства", Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. Одной из основных задач РАЛХ является охрана, защита лесов.
Осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, должно обеспечиваться агентствами лесного хозяйства.
Таким образом, в настоящем случае, проведение очистки указанных территорий от захламления обоснованно возложено на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Данный вывод согласуется и с Лесным планом Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.12.2008 г. N 608, которым запланированы лесозащитные мероприятия, проводимые Республиканским агентством лесного хозяйства (РАЛХ). В частности, запланированы мероприятия по очистке захламленности лесов, т.е. предусмотрены средства на осуществление мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся недоказанности необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде очистки лесов от захламления со ссылкой на отсутствие лесопаталогического обследования лесов, судебная коллегия отклоняет.
Материалы дела содержат сведения о том, что в лесном массиве в местах незаконной рубки имеются порубочные остатки. Данное обстоятельство подтверждается представленными доказательствами - протоколами осмотра места происшествия, фотографиями, и ответчиком факт наличия в действительности порубочных остатков не отрицался. В связи с этим, у суда имелись достаточные основания полагать о наличии оснований для вывода о необходимости проведения очистки лесов от захламления. Отсутствие лесопаталогического обследования лесов не предусмотрено законом в качестве основания для освобождения лица, на которое возложена обязанность по очистке лесов, от исполнения такой обязанности.
Ссылка в жалобе на п. 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 г. N 182, также подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку обязанность производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, предусмотренная пунктом 16 Правил пожарной безопасности, не предусматривает условий, касающихся определенного объема порубочных остатков
Ссылка в жалобе на необоснованное применение судом п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах также несостоятельна, поскольку использование лесов в неустановленном порядке не предусмотрено законодательством в принципе. Кроме того, рубка лесов, даже производимая незаконно, также по своей сути является использованием лесов, влекущим возникновение определенных обязанностей, в частности обязанности по очищению лесов от порубочных остатков.
Доводы представителя РАЛХ Кривобоковой, приведенные на заседании судебной коллегии о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия с ... не относятся к мерам противопожарной безопасности лесов, судебная коллегия также отклоняет, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, постановленного до указанной даты.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы о невозможности немедленного исполнения судебного решения.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом " ... " лесничества, утвержденного приказом от ... Республиканского агентства лесного хозяйства, сбор остатков от лесохозяйственной деятельности может производиться в летнее время, сжигание остатков может производится в осенне-зимний период. Данное требование соответствует положению подпункта "а" пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417 о том, что в период со дня схода снежного покрова до дня установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах в местах рубок (лесосеках) на очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины запрещается разводить костры.
Учитывая изложенное, а также то, что рассмотрение настоящей жалобы имеет место по окончании режима чрезвычайной пожарной ситуации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части возложения на ответчика обязанности по немедленному исполнению решения, и полагает возможным определить срок исполнения решения до ...
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2016 г. изменить. Исключить из резолютивной части решения указание не немедленное исполнение решения суда.
Определить срок, в течение которого должны быть произведены указанные в решении мероприятия, до ...
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова В.А.
Судьи коллегии: Гончикова И.Ч.
Ваганова Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.