Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу защитника ООО "СК "Павино" Жеуровой С.К. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 1 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино",
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора Шабалина И.П. N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО "СК "Павино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда Приморского края от 1 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "СК "Павино" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица Жеурова С.К. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Жеурову С.К., поддержавшую жалобу, возражения представителя административного органа - Молибога А.В., считаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "СК "Павино" требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по перевозке топлива, бункеровке судов топливом, эксплуатации рейдового перегрузочного комплекса в проливе Босфор-Восточный, в ходе которой выявлены нарушения в области экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Установлено, что при осуществлении деятельности на предприятии образуются отходы с I по IV класс. В нарушение требований статьей 11, 14, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта отходов у ООО "СК "Павино" отсутствуют.
По результатам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении N, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "СК "Павино" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа.
Отклоняя жалобу защитника юридического лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (часть 3 статьи 18).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (части 5 и 6 статьи 18).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Таким образом, состав вменяемого ООО "СК "Павино" административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В связи с этим ссылка в жалобе на то, что ООО "СК "Павино" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку деятельность ООО "СК "Павино" не связана с использованием, размещением и обеззараживанием отходов, а также эксплуатацией объектов размещения отходов является несостоятельной и не влечет удовлетворение жалобы.
Наличие заключенного между ООО "СК "Павино" и специализированными организациями договоров на вывоз и утилизацию отходов не имеет юридического значения для дела и не опровергает выводов судьи и должностного лица о наличии в действиях ООО "СК "Павино" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку по делу достоверно установлено, что на момент проверки ООО "СК "Павино" осуществляло деятельность, в результате которой образуются отходы I - IV классов опасности, в отсутствие разработанных проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспортов отходов.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что обществом, с момента начала осуществления деятельности, влекущей образование отходов, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом районного суда не установлено.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы защитника ООО "СК "Павино" и отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 1 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Павино" Жеуровой С.К. - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.