Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Александровой М.В., Фёдоровой Л.Н.,
при секретаре Моисеенко А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора удовлетворены.
На Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Красноармейского муниципального района, в районе "адрес".
На администрацию Красноармейского муниципального района возложена обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Красноармейского муниципального района в районе "адрес".
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения прокурора Бекетовой В.А., поддержавшей исковые требования, представителей Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Митусова И.А., Фадеева Е.А., поддержавших апелляционную жалобу Департамента, судебная коллегия
установила:
прокурор Красноармейского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, администрации Красноармейского муниципального района Приморского края о ликвидации несанкционированной свалки, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Красноармейского муниципального района. По результатам проверки в деятельности Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, а также администрации Красноармейского муниципального района выявлены нарушения, связанные с неисполнением обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, а также непринятия участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Красноармейского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в ходе совместной проверки с представителями администрации Красноармейского муниципального района установлено, что в районе "адрес" на площади 0,4 га вдоль грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка, на которой размещены отходы производства и потребления, а также коммунальные отходы, опилки, кора, перемешанная с землей. Высота складирования указанных отходов составляет от 1 метра до 3 метров. Также присутствуют следы систематического горения и захоронения отходов. Указанные отходы ветром разносятся по прилегающей территории, тем самым приводя к ее захламлению. Указанные факты являются недопустимыми, так как нарушают государственные интересы, права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации. Прокурор Красноармейского района просит возложить на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Красноармейского муниципального района, в районе "адрес". Возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края обязанность участвовать в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Красноармейского муниципального района в районе "адрес".
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района Приморского края в судебном заседании пояснил, что администрация против удовлетворения исковых требований прокурора не возражает, свалка ликвидирована, администрация принимала в ликвидации посильное участие.
Представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которому Департамент просит в удовлетворении исковых требований к Департаменту отказать, так как ликвидация несанкционированных свалок не подпадает под регулирование отношений, связанных с обращением с отходами, регламентированных Законом N 89-ФЗ, относится к административному правонарушению природоохранного законодательства, должна быть ликвидирована причинителем вреда или владельцем земельного участка либо органом местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсмутствие.
Решением Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края просит решение суда отменить, поскольку судом нарушены нормы материального права. Указывает, что возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанность по благоустройству и санитарному содержанию территорий муниципального образования судом не принята во внимание. Считает, что ликвидация несанкционированной свалки на территории муниципального района не относится к компетенции Департамента.
В суде апелляционной инстанции представители Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор просит решение суда оставить без изменения, считает, что судом принято законное и обоснованное решение.
Представители администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, Управления Росприроднадзора по Приморскому краю на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте слушания апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представитель Управления Росприродназора представил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствия, просит решение суда оставить без изменения. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 22 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию и хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требованиями ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.)
В судебном заседании установлено, что в районе "адрес" на площади 0,4 га вдоль грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка, на которой размещены отходы производства и потребления, а также коммунальные отходы, опилки, кора, перемешанная с землей. Высота складирования указанных отходов составляет от 1 метра до 3 метров. Также присутствуют следы систематического горения и захоронения отходов. Указанные отходы ветром разносятся по прилегающей территории.
Поскольку федеральным законодательством установлено право граждан на благоприятную окружающую среду, суд пришел к верному выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, в связи с наличием несанкционированной свалки на территории муниципального образования, что может представлять угрозу здоровья неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам обязанности ликвидировать свалку ТБО, суд верно руководствовался ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами является, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Довод Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, суд обоснованно признал несостоятельным.
Полномочия по непосредственной организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с ДД.ММ.ГГГГ в силу ст.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу согласованного директорами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Департамента по жилищно- коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, Департамента по тарифам Приморского края Перечня распределения полномочий в области обращения с отходами между органами исполнительной власти Приморского края, полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (подпункт 6 пункт 1 Перечня).
Довод апелляционной жалобы о том, что данный Перечень не является нормативным правовым актом, накладывающим определенные обязательства, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку стороны исполнительной власти Приморского края добровольно распределили между собой полномочия в области обращения с отходами, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам взял на себя обязательство по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов. Сведений о том, что данный вид деятельности должен выполнять другой Департамент, не имеется.
То обстоятельство, что в настоящее время идет разработка Программы по реализации полномочий Департамента в сфере утилизации ТБО, не выбран региональный оператор, не заложены в бюджет Приморского края денежные средства для реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не влияет на законность принятого судом решения. Данные обстоятельства могут учитываться на стадии исполнения судебного акта.
Решение суда первой инстанции основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.