Председатель Верховного Суда Республики Калмыкия Петренко В.Л., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Батаевой Д.А. на решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2016 г., вынесенное в отношении директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук Кукановой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Батаевой Д.А. от 11 июля 2016 г. Куканова В.В. - директор Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук (далее - КИГИ РАН) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Элистинского городского суда от 30 августа 2016 г. данное постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - УФК по РК) оставлено без изменения, жалоба директора КИГИ РАН Кукановой В.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2016 г. постановление заместителя руководителя УФК по РК Батаевой Д.А. от 11 июля 2016 г. и решение судьи Элистинского городского суда от 30 августа 2016 г. отменены, дело направлено для рассмотрения по подведомственности в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Не согласившись с названным решением судьи Верховного Суда РК, заместитель руководителя УФК по РК Батаева Д.А. обратилась в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение судьи Элистинского городского суда и постановление должностного лица.
Считает вывод суда о том, что рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица административного органа, а отнесено к исключительной компетенции судей, ошибочным.
Куканова В.В. в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ извещена о подаче жалобы заместителем руководителя УФК по РК Батаевой Д.А., возражения на неё в установленный срок не представлены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 15.14 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 утверждено Положение о Федеральном казначействе, которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ (в редакции постановления Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300).
В части 2 ст. 23.7 КоАП РФ перечислены должностные лица, которые вправе от имени этого органа рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.14 названного Кодекса.
Пунктом 3 ч. 2 указанной статьи определено, что дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе рассматривать руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу абзаца второго ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ позволяет сделать вывод о том, что часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 ст. 23.1 названного Кодекса.
По смыслу части 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Положение абзаца второго ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Исходя из изложенного, поименованные в части 2 ст. 23.7 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
Следовательно, при вынесении постановления от 11 июля 2016 г. правила подведомственности заместителем руководителя УФК по РК Батаевой Д.А. не были нарушены. Вывод суда о том, что рассмотрение данного дела не относится к подведомственности должностного лица административного органа, а отнесено к исключительной компетенции судей, является ошибочным, и соответствующие доводы жалобы следует признать состоятельными.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия по данному делу об административном правонарушении подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а дело - направлению в Верховный Суд республики для всестороннего, полного и объективного его рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, председатель Верховного Суда Республики Калмыкия
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 сентября 2016 г., вынесенное в отношении директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук Кукановой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Калмыкия.
Председатель В.Л. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.