Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе председательствующей " Ф.И.О. "16,
судей " Ф.И.О. "15, " Ф.И.О. "17
при секретаре " Ф.И.О. "4,
слушала в открытом судебном заседании, по докладу судьи " Ф.И.О. "15, гражданское дело по апелляционным жалобам ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "7, ИП " Ф.И.О. "8, " Ф.И.О. "11, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "9 на решение Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... ", которым удовлетворены частично требования прокурора " ... ", в интересах неопределенного круга лиц,
Установила:
Прокурор " ... " обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО " " ... "", ООО " " ... "", ООО " " ... "", ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, ИП " Ф.И.О. "8 о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в котором просит суд ответчиков устранить нарушения в сфере законодательства о безопасности дорожного движения, выявленные " ... " органом ГИБДД " ... " при обследовании участка автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. - 00 м. - 169 км. + 350 м. и отраженные в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от " ... ", обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой " ... " проведена проверка по информации ОГИБДД УВД по " ... " о нарушении законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации объектов дорожного сервиса на участке автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. - 00 м. - 169 км. + 295 м. По сведениям администрации города и ФКУ Упрдор " " ... "" в настоящее время на участке автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. + 295 м. осуществляют торговую деятельность следующие хозяйствующие субъекты: ИП " ... " СБ, ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "10, ООО " " ... "", ООО " " ... "" и ООО " " ... "" ( " Ф.И.О. "7). Согласно выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от " ... " на вышеуказанном участке федеральной автомобильной дороги по ул. " ... ", Краснодарского края выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: отсутствует схема организации движения и установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и установки барьерного ограждения; отсутствуют стоянки и места остановки транспортных средств, а также подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги у объектов дорожного сервиса. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами, полосами торможения и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения; отсутствует сопряжение обочин с проезжей частью съезда и выезда с объекта, а также стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к сооружениям обслуживания движения; отсутствуют условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, а также их доступа в здания и сооружения и передвижения внутри них, что нарушает права неопределенного круга лиц на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств.
Решением Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " требования и.о. прокурора " ... " удовлетворены в части возложении обязанности на ООО " " ... "", ООО " " ... "", ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, ИП " Ф.И.О. "8 устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выявленные " ... " органом ГИБДД " ... " при обследовании участка автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. - 00 м. - 169 км. + 350 м. и отраженные в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от " ... ". В удовлетворении требований прокурора " ... " к ООО " " ... "" о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения отказано.
В апелляционных жалобах ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, представитель ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "7, ИП " Ф.И.О. "8, " Ф.И.О. "11, представитель ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "9, выражая несогласие с решением суда и общую правовую позицию, просят его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что ответственность за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения лежит на собственнике спорного участка федеральной автодороги; при вынесении решения, суд не индивидуализировал в каком объеме необходимо устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения каждому из ответчиков; суд не принял во внимание письмо ФКУ Упрдор "Черноморье", о невозможности проведения соответствующих мер по устранению нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора " Ф.И.О. "12, представителя ФКУ Упрдор " " ... "" - " Ф.И.О. "13, просивших об оставлении решения без изменения, как законного и обоснованного, адвоката " Ф.И.О. "5 - " Ф.И.О. "14, " Ф.И.О. "11, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "7, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "9, просивших об отмене постановленного по делу решения, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, вынесенного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.
В силу ст.3 ФЗ от " ... " N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ от " ... " N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Руководствуясь порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от " ... " " ... " в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением, в том числе, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия.
Согласно чч.6,11 ст.22 вышеуказанного ФЗ от " ... " N257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
На основании ст.11 ФЗ от " ... " N184-ФЗ "О техническом регулировании", целями стандартизации являются, в том числе, повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; содействие соблюдению требований технических регламентов.
Статьей 46 ФЗ "О техническом регулировании" от " ... " N184-ФЗ предусмотрено, что требования к продукции или к связанным с ними процессам, в том числе, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Как следует из материалов дела, прокуратурой " ... " проведена проверка по информации ОГИБДД УВД по " ... " о нарушении законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации объектов дорожного сервиса на участке автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. - 00 м. - 169 км. + 295 м., в ходе которой выявлены следующие недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от " ... " на участке вышеуказанной федеральной автомобильной дороги ФАД А147 " " ... "" по ул. " ... ", Краснодарского: отсутствует схема организации движения и установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и установки барьерного ограждения; отсутствуют стоянки и места остановки транспортных средств, а также подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги у объектов дорожного сервиса. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами, полосами торможения и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения; отсутствует сопряжение обочин с проезжей частью съезда и выезда с объекта, а также стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к сооружениям обслуживания движения; отсутствуют условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения, а также их доступа в здания и сооружения и передвижения внутри них, что нарушает права неопределенного круга лиц на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как в пешеходном порядке, так и с использованием транспортных средств.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ФКУ Упрдор " " ... "" от " ... " " ... ", согласно которому выявленные ГИБДД недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, отраженные в приложенном акте от " ... " имеют место быть.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время на участке автомобильной дороги А-147 " " ... "" 169 км. + 295 м. осуществляют торговую деятельность хозяйствующие субъекты ИП " Ф.И.О. "6, ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "10, ООО " " ... "" и ООО " " ... "", чья деятельность нарушает права неопределенного круга лиц на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования " ... ".
Согласно представленному в материалы дела письму ФКУ Упрдор " " ... "" от " ... " " ... " в предстроительный период спорных павильонов на застройщика была возложена обязанность своими силами построить примыкания от федеральной дороги к объектам дорожного сервиса с устройством переходно-скоростных полос и площадок для стоянки для транспортных средств в границах кадастрового плана. Совпадение границ торговых павильонов с полосой отвода федеральной дороги, выходы из павильонов осуществляются практически на проезжую часть, что нарушает требования ст.3 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от " ... " N196-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора " ... " в части возложения обязанности на ООО " " ... "", ООО " " ... "", ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, ИП " Ф.И.О. "8 устранить вышеуказанные нарушения правил безопасности дорожного движения.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что ответственность за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения лежит на собственнике спорного участка федеральной автодороги, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку согласно вышеуказанному письму ФКУ Упрдор " " ... "" обязанность своими силами построить примыкания от федеральной дороги к объектам дорожного сервиса с устройством переходно-скоростных полос и площадок для стоянки для транспортных средств в границах кадастрового плана была возложена на застройщика павильонов. Доводы ответчиков о дополнительных материальных затратах на устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные затраты могут быть возвращены в порядке регресса.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что суд не принял во внимание письмо ФКУ Упрдор " " ... "", о невозможности проведения соответствующих мер по устранению нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения, являются необоснованными, так как на момент вынесения постановленного по делу решения данное письмо в материалы дела сторонами представлено не было. Более того из содержания вышеуказанного письма следует, что отраженные в акте выявленных недостатков от " ... " нарушения в сфере законодательства о безопасности правил дорожного движения имеют место быть, при этом совпадение границ торговых павильонов с полосой отвода федеральной дороги, выходы из павильонов осуществляются практически на проезжую часть, что нарушает требования ст.3 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от " ... " N196-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что при вынесении решения, суд не индивидуализировал в каком объеме необходимо устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения каждому из ответчиков, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда. Доводы жалобы об установлении каждому ответчику круга обязательств, направленных на устранение выявленных нарушений основан на ошибочном толковании норм материального права, направлен на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
При таких данных решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по гражданскому делу установлены судом правильно и в необходимом объеме, выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.328,334 ГПК РФ судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, апелляционные жалобы ИП " Ф.И.О. "5, ИП " Ф.И.О. "6, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "7, ИП " Ф.И.О. "8, " Ф.И.О. "11, представителя ООО " " ... "" - " Ф.И.О. "9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.