Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
и судей Багрий Л.Б., Стрыгиной С.С.
по докладу судьи Одинцова В.В.
при секретаре Репиче В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Испергеновой З.А. по доверенности - Родгер Л.И. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 27 июля 2016 года
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Испергенова З.А. обратилась в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" о взыскании ущерба в размере " ... "., морального вреда в размере " ... ", материальный ущерб в размере " ... " Истица полагает, что действиями Сбербанка России нарушены ее права на сбережение и тайну банковского вклада в сумме " ... "., которые хранились на счете " ... " и " ... ". были переведены на счет " ... "
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Салогуб Н.Н. предоставила возражения на исковые требования в которых указала, что с заявленными исковыми требованиями ПАО Сбербанк в лице Краснодарского отделения " ... " не согласно, считает их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 27 июля 2016 года в иске Испергеновой Зои Антоновны к филиалу Краснодарского отделения " ... " ОАО "Сбербанк России" о защите прав потребителей - отказано.
В апелляционной жалобе представитель Испергеновой З.А. по доверенности - Родгер Л.И. просит отменить решение и принять новое об удовлетворении заявленных требований, указывая, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
К такому выводу судебная коллегия пришла по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что " ... ". между Испергеновой З.А. и ОАО "Сбербанк России" заключен договор о вкладе "Сохраняй" " ... ", с аналогичным лицевым счетом, на который истица внесла " ... " с датой срока вклада до " ... ". с неограниченным сроком пролонгации договора.
Также у истицы имеется в ОАО "Сбербанк России" счет " ... ", Виза электрон (в рублях), по состоянию на " ... ". баланс данного счета составлял " ... ".
" ... ". истица обратилась в банк для снятия денежных средств со счета " ... " по договору о вкладе от " ... ". и получила распечатку о том, что находящиеся на данном счете денежные средства в сумме " ... ". были сняты с данного счета " ... ". и перечислена на ее счет " ... ". " ... ".
На основании заявления Истицы от " ... ". между ней и Банком был заключен договор на выпуск и обслуживание банковской карты ПАО Сбербанк.
В соответствии с Условиями банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" указанные Условия банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России" (далее - "Условия банковского обслуживания") и Заявление на банковское обслуживание, надлежащим образом заполненное и подписанное Клиентом, в совокупности являются заключенным между Клиентом и ОАО "Сбербанк России" (далее - "Банк") Договором банковского обслуживания (далее - "ДБО"),
Условиями использования банковских карт ОАО " Сбербанк России" (Приложение N 1 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России") установлено, что условия банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России", Памятка Держателя банковских карт, Альбом тарифов на услуги, предоставляемые ОАО "Сбербанк России" физическим лицам", Заявление на банковское обслуживание (Приложение N10),9 Заявление на получение банковской карты 10 в совокупности являются заключенным между Клиентом и Банком Договором на выпуск и обслуживание банковской карты (далее-Договор).
В соответствии с п. 3.4 Условий использования банковских карт с использованием Карты Клиент получает возможность совершать операции и получать информацию по своим счетам, вкладам, обезличенным металлическим счетам в Банке через удаленные каналы обслуживания.
Пунктами 3.16, 3.22 Условий использования банковских карт Держатель обязуется не сообщать ПИН, постоянный пароль, одноразовые пароли и контрольную информацию, не передавать Карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения Карты;
В силу пункта 1.1 Порядка предоставления ОАО "Сбербанк России" услуг через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания Банка, систему "Сбербанк ОнЛ@йн", "Мобильный банк", Контактный Центр Банка) (далее - порядок) для целей проведения операций по счетам Клиента через удаленные каналы обслуживания, Клиенту открывается Счет Карты в рублях, к которому выпускается Карта. Выпуск Карты осуществляется в соответствии с "Условиями использования банковских карт ОАО "Сбербанк России" (Приложение 1 к "Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО "Сбербанк России"). Вид Карты определяется по согласованию с Клиентом, с учетом возможности выпуска данного вида карты Клиенту. С использованием Карты Клиент получает возможность совершать в соответствии с ДБО операции и/или получать информацию по счетам/вкладам и другим продуктам в Банке через удаленные каналы обслуживания (далее-УКО).
" ... " Истец через устройство самообслуживания " ... " подключил к номеру мобильного телефона " ... " услугу Мобильный банк.
Во исполнение принятых на себя обязательств Банк по каждой осуществленной Истцом операции направлял на номер мобильного телефона CMC-сообщения с информацией о суммах проведенных им операций и остатке денежных средств на счете после их проведения.
Положениями п. 3.2 Порядка Услуга "Сбербанк ОнЛ@йн" - услуга дистанционного доступа Клиента к своим счетам/вкладам и другим продуктам в Банке, предоставляемая Банком Клиенту через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
В соответствии с п. 3.3 Порядка Карта может быть использована Держателем для оплаты товаров и услуг, получения/взноса наличных денежных средств в кредитных организациях и через банкоматы, для совершения иных банковских операций по счетам/вкладам Клиента, предусмотренных Договором. Возможность использования Карты определяется наличием логотипа платежной системы, с учетом ограничений, устанавливаемых Банком по некоторым видам карточных продуктов (раздел 7 настоящих "Условий использования карт").
Пунктом 3.11 Порядка Клиент самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети Интернет, доступ к сети Интернет, а также обеспечивает защиту собственных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения. В случае получения услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" на не принадлежащих Клиенту вычислительных средствах, Клиент соглашается нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности и целостности информации, а также возможными неправомерными действиями иных лиц.
В силу п. 3.20.1 Истец обязался хранить в недоступном для третьих лиц месте и не передавать другим лицам свои идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что " ... " был выполнен вход в систему "Сбербанк Онлайн". Для входа в систему "Сбербанк Онлайн" (система дистанционного обслуживания, для входа в которую физически банковская карта не используется) были использованы реквизиты карты счет " ... ".
При входе были использованы номер банковской карты Истца, одноразовый пароль, которые согласно Условиям предоставления услуги "Сбербанк Онлайн" является аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов/договоров с Банком. Пароль для входа был направлен на мобильный телефон " ... ", указанный истцом в качестве контактного.
" ... " с использованием системы "Сбербанк Онлайн" было осуществлено закрытие принадлежащего истице вклада " ... " с последующим переводом денежных средств в сумме " ... " " ... ". на счет ее карты " ... ".
Указанные операции были произведены без подтверждения, так как подтверждение для перевода между своими счетами и картами системе "Сбербанк Онлайн" не требуется.
При поступлении распоряжений на совершение указанных операций у Банка отсутствовали основания для отказа в их проведении в связи с тем, что Истец прошел положительную идентификацию и аутентификацию. Аутентификация Истца в этой же системе была проведена на основании одноразового пароля, который был направлен на номер его мобильного телефона.
Истец был положительно идентифицирован и аутентифицирован при использовании им услуги "Мобильный банк" по номеру его мобильного телефона.
Пунктом 2.18 Порядка предоставления ОАО "Сбербанк России" услуг через удаленные каналы обслуживания Клиент обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуги "Мобильный банк".
В соответствии с п. 3.16, 3.22 Условий использования банковских карт Держатель принял на себя обязательства не сообщать ПИН, постоянный пароль, одноразовые пароли и контрольную информацию, не передавать Карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения Карты.
Истцом были нарушены правила использования электронного средства платежа, так как именно он допустил разглашение реквизитов карты, а также возможность использования третьими лицами мобильного телефона или номера, который используется для предоставления услуги "Мобильный банк", что привело и к разглашению одноразового пароля на основании которого была произведена аутентификация Истца в системе "Сбербанк ОнЛ@йн", по средствам которого Банку были даны распоряжения на перевод денежных средств.
Таким образом, у Банка не возникла обязанность по возмещению клиенту суммы указанных операций за " ... ", в связи с нарушением Истцом условий и порядка использования электронного средства платежа, в связи с чем со стороны Банка отсутствуют какие-либо нарушения прав Истца.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Банк при совершении оспариваемых Истицей операций действовал строго, в рамках действующего законодательства и заключенного между сторонами договора.
Истцом были нарушены условия и порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло за собой совершение операции без его согласия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы же апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 27 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Испергеновой З.А. по доверенности - Родгер Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... " " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.