Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Шкилёва П.Б.
судей Гудожникова Д.Н., Гавриленко Е.В.
при секретаре Мельникове А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Шейрер Е.Г. в интересах (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать за (ФИО)1 право на присвоение звание "Ветеран труда"".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., объяснения прокурора Обухова Р.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Шейрер Е.Г., действуя в интересах (ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда", мотивируя тем, что (ФИО)1 отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по мотиву, что Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
Прокурор Бикмухаметова Г.Р. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие (ФИО)1, представителя Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановленоизложенное выше решение суда.
В апелляционной жалобе представитель Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации отсутствует.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Как установлено судом и видно из материалов дела, (дата) приказом Министерства транспорта РФ (номер), за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на воздушном транспорте (ФИО)1 объявлена Благодарность (л.д. 21).
(ФИО)1 назначена пенсия по старости и ее трудовой стаж составляет более 41 года (л.д. 11, 23-37).
Решением Комиссии Департамента социального развития ХМАО - Югры по присвоению звания "Ветеран труда" от (дата). (протокол (номер)), (ФИО)1 отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации, не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 г. N 103-п (л.д.15).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон N 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
На основании пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N395 (далее Положение N395), Минтранс Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах
Пунктом 6.2 Положения N395 установлено право Министерства транспорта Российской Федерации учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 года N130 (далее Приказ N130), учреждены ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации, в том числе Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации, утверждено Положение о Благодарности Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения, Благодарностью Министерства транспорта Российской Федерации является формой поощрения работников организаций автомобильного, внутреннего водного, воздушного, городского электрического (включая метрополитен), железнодорожного, морского (включая морские торговые, порты) и промышленного транспорта и дорожного хозяйства, сотрудников Министерства, центрального аппарата федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, их территориальных органов, иных лиц за высокие производственные достижения и плодотворный труд; за успехи в повышении экономической эффективности и конкурентоспособности производителей транспортных услуг, эффективности работы, уровня техники безопасности и охраны труда; за решение социальных вопросов, достижения в области науки и техники, подготовку специалистов и квалифицированных рабочих; за обеспечение безопасности движения транспорта и снижение уровня экологического воздействия транспорта; за освоение современных технологий и высокоэффективных процессов, внедрение передовых средств механизации и автоматизации; за самоотверженность и мужество, проявленные при спасении жизни людей, имущества в чрезвычайных, сложных аварийных ситуация.
Благодарностью награждаются работники, имеющие стаж работы в транспортном комплексе не менее пяти лет, в том числе в данном коллективе не менее двух лет и в занимаемой должности - не менее одного года. Награждение Благодарностью производится приказом Министерства. Вручение Благодарности производится в торжественной обстановке, как правило, по месту работы награжденного. В трудовую книжку вносится запись о награждении его Благодарностью.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона N 5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Благодарность Министерства транспорта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановленов соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий: Шкилёв П.Б.
Судьи: Гудожников Д.Н.
Гавриленко Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.