Курский областной суд
Решение
Именем Российской Федерации
18 июля 2016 года г. Курск
Курский областной суд в составе:
судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,
при секретаре Молоковой Н.И.,
с участием старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Курской области Шульгиной С.В., представителей Курской областной Думы по доверенности Петровой С.П. и Понариной О.Н., представителя Администрации Курской области по доверенности Киреевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Курской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда части 2 статьи 1 Закона Курской области от 06.10.2006 года N 64 ЗКО "О государственных должностях Курской области", в части отсутствия в перечне государственных должностей - депутата Курской областной Думы,
установил:
28 сентября 2006 года Курской областной Думой принят Закон Курской области от 06 октября 2006 года N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области".
Закон Курской области от 06 октября 2006 года N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области" опубликован в печатном издании "Курские ведомости" за N 10 (106) октябрь, 2006.
Частью 2 статьи 1 Закона Курской области от 06 октября 2006 года N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области" установлен перечень государственных должностей Курской области, где отсутствует должность депутата Курской областной Думы.
Первый заместитель прокурора Курской области обратился в суд с административным иском о признании недействующей, со дня вступления в силу решения суда, части 2 статьи 1 Закона Курской области от 06 октября 2006 года N 64-ЗКО, в части отсутствия в перечне государственных должностей - депутата Курской областной Думы. Свои требования прокурор мотивировал тем, что региональный закон противоречит положениям статьи 1 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 1 статьи 2.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Указу Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, в соответствии с которыми должность депутата Курской областной Думы относится к государственной должности субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора прокуратуры Курской области Шульгина С.В. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить.
Представители Курской областной Думы по доверенности Петрова С.П. и Понарина О.Н. административный иск не признали. Суду пояснили, что Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 устанавливает перечень типовых должностей, а поэтому субъект федерации вправе отступать от требований данного перечня; включение в перечень госдолжностей депутатов, работающих на не постоянной (не профессиональной) основе повлечет увеличение расходной части бюджета региона.
Представитель Администрации Курской области по доверенности Киреева Н.В. иск полагала необоснованным, приводя возражения аналогичные позиции представителей Курской областной Думы.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Государственными должностями субъектов Российской Федерации признаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве лица, обеспечивающего непосредственное исполнение полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Также статьей 1 Закона Курской области от 05.07.1997 N 17-ЗКО "О статусе депутата Курской областной Думы" установлено, что депутатом Курской областной Думы является избранный населением области представитель, уполномоченный осуществлять законодательную (представительную) власть в Курской областной Думе и иные полномочия, предусмотренные Уставом Курской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.
Таким образом, деятельность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации носит политический характер, обусловлена принципом разделения властей, основной функцией и содержанием должности депутата является представительство.
Согласно части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 утвержден перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, где должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации включена в перечень пунктом 6.
Соответственно форма осуществления депутатом представительских полномочий (на постоянной основе или нет) не изменяет содержания деятельности депутата Курской областной Думы как лица, непосредственно осуществляющего законодательную (представительную) власть в Курской областной Думе, а должность депутата регионального представительного собрания, вне зависимости от формы осуществления полномочий, федеральным законодательством отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации.
Доводы представителей Курской областной Думы и администрации области о том, что действующее федеральное законодательство позволяет региональному законодателю не относить к должностям государственной службы должности депутатов, работающих на не постоянной не профессиональной основе, являются несостоятельными.
Анализ содержания Указа Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 с перечнем типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что данным нормативным актом установлены случаи усмотрения региональных властей в вопросах установления государственных должностей субъектов Российской Федерации. Так, должности под пунктами 7, 8, 9 данного перечня могут учреждаться законодательством субъекта Российской Федерации и законодательством субъектов могут учреждаться государственные должности субъектов Российской Федерации с двойным наименованием. При этом, из Указа Президента Российской Федерации N 1381 не следует, что региональный законодатель вправе должность, предусмотренную пунктом 6 перечня - депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не относить к государственным должностям.
Вопреки правовой позиции Курской областной Думы, из положений части 4 статьи 2.1 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что государственные должности субъекта Российской Федерации могут занимать лица, осуществляющие свою деятельность на не профессиональной не постоянной основе.
Также это обстоятельство вытекает из анализа содержания части 3 статьи 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции" и положений статьи 12 Закона Курской области от 06 октября 2006 года N 64-ЗКО "О государственных должностях Курской области".
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемое прокурором Курской области положение Закона Курской области не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяется и служит основанием для возникновения прав и обязанностей, а поэтому суд признает его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда по настоящему делу подлежит опубликованию (размещению) в течении одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
решил:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора Курской области удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 1 Закона Курской области от 06.10.2006 года N 64 ЗКО "О государственных должностях Курской области", в части отсутствия в перечне государственных должностей Курской области - депутата Курской областной Думы.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию Курской областной Думой в официальном печатном издании данного органа власти в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Курского областного суда Ермаков М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.