Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 августа 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Н.Р.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани включить в специальный страховой стаж Н.Р.Д. период работы с 6 августа 1990 года по 5 апреля 1992 года, с 1 июля 1992 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры хирургического отделения "данные изъяты" в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Признать за Н.Р.Д. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 10 февраля 2016 года.
Назначить Н.Р.Д. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 10 февраля 2016 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани в пользу Н.Р.Д. в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения истицы Н.Р.Д., ее представителя О.А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.Р.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан (УПФ России в Приволжском районе города Казани) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование иска указала, что 10 февраля 2016 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как медицинский работник в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В назначении пенсии истице решением ответчика от 15 февраля 2016 года N "данные изъяты" было отказано в виду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет.
Всего ответчиком включено в специальный стаж 25 лет 6 месяцев 5 дней.
Полагая решение ответчика незаконным и нарушающим ее права на социальное обеспечение, истица, уточнив требования, просила суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию и возложить обязанность на ответчика назначить ей испрашиваемую пенсию со дня обращения, с 10 февраля 2016 года; включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев с 6 августа 1990 года по 5 апреля 1992 года, с 1 июля 1992 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры хирургического отделения "данные изъяты"), взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истицы иск поддержал.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что к периодам работы истицы в должности медицинской сестры не может быть применен льготный порядок исчисления стажа. Правила, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации N 464, из которых исходил суд, не действовали в период спорной деятельности истицы и соответственно не подлежали применению при разрешении настоящего спора. Также выражается несогласие с решением суда в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины.
В заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, при этом представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии,
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 февраля 2016 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Однако решением ответчика от 15 февраля 2016 года N "данные изъяты" в назначении указанной пенсии истице отказано в виду отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчиком истице включено всего 25 лет 6 месяцев 5 дней.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из наличия правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельностью, поскольку у истицы имелся необходимый специальный стаж на момент обращения за назначением указанной пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в части включения спорного периода с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года.
Абзацами 1, 2 и 3 подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
с профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Судебная коллегия считает заслуживающим внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности включения судом первой инстанции в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев части спорного периода с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года, поскольку вывод суда первой инстанции о необходимости в указанном исчислении этого периода не основан на положениях действующего пенсионного законодательства.
Из трудовой книжки Н.Р.Д. следует, что 6 августа 1990 года она принята на должность медицинской сестры во 2-ое хирургическое отделение неотложной хирургической помощи "данные изъяты", в которой работала по 5 апреля 1992 года; 1 июля 1992 года, после работы медсестрой в физиотерапевтическом отделении, переведена на должность медицинской сестры во 2-ое хирургическое отделение "данные изъяты", которая 20 сентября 1994 года переименована в "данные изъяты".
Указанные учреждения являлись медицинским учреждением (отделением), осуществляющим лечебную деятельность, хирургического профиля согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Факт осуществления Н.Р.Д. в нем трудовой деятельности не оспаривается.
В силу вышеизложенного довод апелляционной жалобы о незаконности включения периодов работы "данные изъяты" является несостоятельной.
Вместе с тем, для удовлетворения требований Н.Р.Д. о включении оспариваемого периода в части с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года в специальный страховой стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев и назначении пенсии с момента обращения за ней у суда первой инстанции не имелись.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Этим же Постановлением были утверждены Правила исчисления сроков выслуги, согласно которым среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как год и 6 месяцев.
Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 года.
Пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в период работы Н.Р.Д. в должности медсестры хирургического отделения "данные изъяты", предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров лишь за период, начиная с 1 января 1992 года.
С учетом положений приведенных выше нормативных правовых актов, а также с учетом того, что в соответствии с действовавшим в период с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) не предусматривалось применение льготного исчисления периодов работы как один год и шесть месяцев, судебная коллегия считает, что не имелось оснований для зачета в специальный стаж истицы в льготном исчислении этой части спорного периода ее работы в должности медицинской сестры во 2-ом хирургическом отделении "данные изъяты" и, соответственно, для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку не имелся необходимый стаж 30 лет.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем суд первой инстанции в нарушение указанной нормы процессуального права не определилданные обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания и не получили правовой оценки суда.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным в вышеуказанных частях. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в указанных частях.
В целях устранения допущенной судом первой инстанции ошибки судебная коллегия считает, что решение суда в части включения в специальный стаж истицы части спорного периода с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года в должности медицинской сестры во 2-ом хирургическом отделении ДРКБ в льготном исчислении и назначении досрочной страховой пенсии подлежат отмене с принятием нового решения в указанных частях об отказе удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 1 августа 2016 года, по данному делу отменить в части включения в специальный стаж Н.Р.Д. периода с 6 августа 1990 года по 31 декабря 1991 года и назначения ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.