Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей В.В.Раковского и О.М.Трифоновой,
при секретаре В.Н.Горященко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (ТУ Росимущества в Оренбургской области) на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 06 июня 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Дзержинского района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации к ТУ Росимущества в Оренбургской области о принятии выморочного имущества в доход государства.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителя ответчика О.А.Зайцевой, поддержавшей жалобу, прокурора И.В.Стиплина и представителя третьего лица Публичного акционерного общества (ПАО) "Сбербанк России" Е.Г.Меркуловой, просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга (далее также - прокурор) в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Оренбургской области о принятии выморочного имущества в доход государства, указав, что прокуратурой Дзержинского района г.Оренбурга была проведена проверка исполнения законодательства при обращении в доход государства невостребованного имущества умерших граждан, в ходе которой установлено, что *, умершей (дата), принадлежали следующие лицевые счета в ОАО "Сбербанк России" (в настоящее время - ПАО "Сбербанк России"), на которых имеются денежные средства: N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб. На момент смерти * состояла на учете одиноко проживающих граждан; по информации нотариуса г. Оренбурга наследственное дело после смерти * не заводилось. Таким образом, выявленные на счетах умершего лица денежные средства на общую сумму ... руб. являются выморочным имуществом. Обязанность по получению свидетельства о праве собственности на наследство в отношении выморочного имущества возложена действующим законодательством на органы Росимущества. Вместе с тем, ответчиком никаких мер по принятию в государственную собственность указанных денежных средств не предпринимается. На основании изложенного, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор просил признать выявленные на счетах умершего * денежные средства выморочным имуществом; признать за Российской Федерацией право собственности на выморочное имущество; обязать ответчика принять в установленном законном порядке в доход государства указанное имущество.
В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика принять в установленном законном порядке в доход государства денежные средства, находящиеся на банковских счетах ОАО "Сбербанк России", оформленных на имя *: на счете N ... в размере ... руб., на счете N ... в размере ... руб., на счете N ... в размере ... руб. и на счете N ... в размере ... руб., а всего - ...
В судебном заседании помощник прокурора А.В.Заика исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица ПАО "Сбербанк России" Е.Г.Меркулова против удовлетворения иска не возражала.
Представитель ответчика ** в представленном суду письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ТУ Росимущества в Оренбургской области, в удовлетворении иска отказать, указывая, что по заявленным прокурором требованиям ТУ Росимущества в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком.
Решением суда иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что ТУ Росимущества в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку принятие выморочного имущества в первую очередь возложено на налоговые органы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга проверки было установлено, что в ПАО "Сбербанк России" имеются невостребованные денежные вклады, находящиеся на следующих счетах, открытых на имя *, умершей (дата): N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.; N ... , остаток денежных средств на счете ... руб.
По сведениям Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" * на момент смерти состояла на учете одиноко проживающих граждан.
По сведениям нотариуса г. Оренбурга ***, письмо от 29 марта 2016 года за исх.N183, наследственное дело после смерти * не заводилось.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Соответствующая обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом закреплена в пункте 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N432, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным (пункт 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по принятию и управлению выморочным имуществом, притом, что действующее Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N506, не наделяет налоговые органы правами и не возлагает на налоговые органы обязанность по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил иск прокурора, признав ТУ Росимущества в Оренбургской области надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Доводы жалобы представителя ТУ Росимущества в Оренбургской области о том, что ТУ Росимущества в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно были признаны несостоятельными по вышеприведенному обоснованию.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 06 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.