Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Л.А.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
административного истца С.С., представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Д.Т., представителя Оренбургского отделения избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по Оренбургской области" Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.С. о признании не действующей ч. 4 ст. 76 Закона Оренбургской области от (дата) N-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" с (дата),
установил:
С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что постановлением Избирательной комиссии (адрес) (дата) N "О регистрации областного списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по Оренбургской области" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва он зарегистрирован в составе региональной группы списка кандидатов.
По результатам проведенных (дата) выборов региональная группа списка кандидатов N набрала необходимое количество голосов избирателей и имела основания на распределение депутатских мандатов.
Однако, после подведения итогов выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, избирательному объединению "Региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Оренбургской области" распределен лишь один депутатский мандат. Его получил кандидат в депутаты С.М.
Распределение мандатов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва, осуществлялось в соответствии с частью 4 статьи 76 Закона Оренбургской области от (дата) "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" с использованием методики пропорционального распределения депутатских мандатов.
С.С., считает, что установленная указанной нормой метод распределения депутатских мандатов нарушает его право быть избранным, поскольку не обеспечивает полного учета голосов избирателей, отданных на прошедших (дата) выборах за выдвинувшее административного истца избирательное объединение. Установленный данной статьей метод - "Империале" благоприятствует партии-фавориту и создан с целью ограничить истинную пропорциональность избирательной системы.
Так, распределяя 24 депутатских мандата в соответствии с ч.4 ст. 76 закона области избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Оренбургской области" за которую проголосовали 51 855 избирателей, получило 1 депутатский мандат, а "Единая Россия" при абсолютном числе голосов избирателей, поданных за эту партию в количестве 271 470, получила 12 депутатских мандатов. Следовательно, на 1 депутатский мандат "Единой России" приходится только 22 622,5 голосов.
Несостоятельность нормы ч. 4 ст. 76 закона области приводит к тому, что голоса избирателей, отданные за партию-лидера не равноценны тому же количеству голосов избирателей, полученных партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов, но с меньшим процентом голосов избирателей.
По мнению истца, оспариваемая норма закона области не соответствует требованиям, установленным ч. 3 ст. 10 Федерального закона от (дата) N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
С.С. просит суд признать не действующей ч. 4 ст. 76 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", с 16 июня 2016 года; обязать административного ответчика внести в нее изменения.
В судебном заседании С.С. требования административного иска поддержал.
Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Д.Т. с требованиями административного иска не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по Оренбургской области" Г.Н. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании в качестве специалиста была заслушана секретарь Избирательной комиссии Оренбургской области Н.С., которая пояснила, что ст. 76 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" предусматривает составление математической пропорции, при которой делимое это количество голосов, набранных каждым партийным списком. Делителями являются натуральные числа от 2 до 24 (количество депутатских мандатов), на них последовательно делятся голоса избирателей отданные за каждый список. Частные - это полученные результаты, участвующие в делении. Чем больше избирателей набрал список, тем больше частных и, следовательно, больше количество депутатских мандатов. Этот математический способ пропорционального распределения депутатских мандатов, по мнению специалиста, наиболее оптимален для субъектов, поскольку распределяется небольшое количество депутатских мандатов.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В. полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установлено, что 16 ноября 2005 года принят Закон Оренбургской области N 2711/469-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области", официально опубликованный в печатном издании "Южный Урал" 18 ноября 2005 года, N232.
На день рассмотрения дела ст. 76 Закона Оренбургской области имеет следующую редакцию:
Статья 76. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов
1 - 1.2. Утратили силу. - Закон Оренбургской области от 31.10.2014 N 2586/744-V-ОЗ.
2. Избирательная комиссия Оренбургской области распределяет депутатские мандаты среди областных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренной частями 3 - 6 настоящей статьи.
3. Избирательная комиссия Оренбургской области подсчитывает сумму голосов избирателей, полученных по единому избирательному округу каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, в порядке, предусмотренном частями 7 - 9 статьи 74 настоящего Закона.
4. Сумма голосов избирателей, полученных каждым областным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из возрастающего ряда натуральных чисел от двух до числа, соответствующего числу подлежащих распределению депутатских мандатов, при этом результат определяется с точностью до шестого знака после запятой.
5. Частные, полученные в результате такого деления по всем областным спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, расставляются в общем ряду в порядке убывания. В случае равенства нескольких частных первым ставится частное, соответствующее областному списку кандидатов, получившему большее количество голосов избирателей, а в случае равенства числа голосов избирателей - частное, соответствующее областному списку кандидатов, выдвинутому ранее.
6. Областные списки кандидатов получают депутатские мандаты соразмерно количеству соответствующих областному списку кандидатов частных, расположенных в порядке убывания от первого числа до числа, соответствующего числу распределяемых депутатских мандатов.
7. После распределения депутатских мандатов между областными списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов Избирательной комиссией Оренбургской области, производится распределение депутатских мандатов внутри каждого областного списка кандидатов. В первую очередь депутатские мандаты получают зарегистрированные кандидаты, включенные в общерегиональную часть списка, в порядке их очередности в областном списке кандидатов.
Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общерегиональную часть областного списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному областному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами в следующем порядке:
1) определяется число голосов избирателей, полученных областным списком кандидатов на каждой из территорий, которым соответствуют региональные группы кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов);
2) вычисляется доля (процент) числа голосов избирателей, поданных за региональную группу кандидатов, от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующей территории;
3) региональные группы кандидатов располагаются в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в пункте 2 настоящей части, и получают поочередно по одному мандату. При равенстве указанных долей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
Внутри региональной группы кандидатов депутатские мандаты распределяются в порядке очередности.
8. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным по каким-либо основаниям, в том числе в случае отказа в соответствии с частью 2.1 статьи 78 настоящего Закона зарегистрированным кандидатом, признанным избранным, принять депутатский мандат, он передается зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же общерегиональную часть либо региональную группу областного списка кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в общерегиональной части, соответствующей региональной группе областного списка кандидатов отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами того же областного списка кандидатов в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи.
9. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри областного списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Законодательного Собрания.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Законодательное Собрание Оренбургской области полномочно было принять оспариваемый Закон о выборах.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит общие и единые требования к порядку распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.
Согласно п. 16 ст. 35 указанного закона не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Федеральное законодательство не содержит указаний и предписаний, которые бы регламентировали какой методикой должны руководствоваться органы государственной власти субъектов Российской Федерации при распределении депутатских мандатов. Вопрос об определении методики пропорционального распределения мандатов относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Установленная в оспариваемом Законе Оренбургской области методика распределения депутатских мандатов основана на математическом принципе пропорциональности.
Мнение административного истца о возможности выбора иной методики распределения депутатских мандатов не может стать основанием для признания оспариваемой нормы недействующей. Согласно п. 3 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд выясняет его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а не устанавливает фактические обстоятельства возникшего в ходе применения оспариваемого нормативного правового акта спора.
Как следует из содержания административного искового заявления и выступления административного истца в ходе рассмотрения дела, он фактически не согласен с результатом, который был получен после распределения депутатских мандатов между партийными списками. Вместе с тем, фактические полученные результаты при рассмотрении дела об оспаривании нормативно-правового акта не могут стать основанием для удовлетворения заявленных требований.
Утверждение истца о том, что оспариваемая им норма нарушает его пассивное избирательное право быть избранным, предусмотренное п 3 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ, является необоснованным в связи со следующим.
В п. 3 ст. 10 Федерального закона N 184-ФЗ указано, что выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Данное положение, детализировано в Федеральном законе N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где в пп. 1 и 2 ст. 5 предусмотрено, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях, если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Ст. 6 Федерального закона N 67-ФЗ предписывает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.
Истец не учитывает, что по пропорциональной избирательной системе подсчет голосов производится по единому округу. Избиратель голосует за избирательное объединение или за партию, в списке которых каждая региональная группа распределяет порядок расположения кандидатов. При этом не нарушаются и права избирателей, так как они голосуют за единый список, а не за конкретного кандидата.
Мнение административного истца о том, что следует применять методику, которая прописана в ст. 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" также не может стать основанием для удовлетворения требований, поскольку указанный закон является специальным и не распространяется на отношения, связанные с проведением выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Рассуждения и предположения истца о необходимости соблюдения конкретной пропорции не могут служить основанием к признанию оспариваемой нормы не действующей.
Учитывая изложенное, ч. 4 ст. 76 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" действующему законодательству не противоречит.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.С. о признании не действующей ч. 4 ст. 76 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N-III-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" с 16 июня 2016 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
полный текст изготовлен 7 ноября 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.