Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Лексиковой Л.А.,
с участием представителя административного истца Р.Р. - Ю.В., представителя Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.Р. о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от (дата) N "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район" в части утверждения ставок арендной платы для малоэтажной застройки (индивидуального жилищного строительства, размещение дачных домов и садовых домов), установленные в п. 2.1 приложения к решению,
установил:
Совет депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области принял решение от (дата) N "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района Оренбургский район".
Пунктом 2.1 приложения к решению Совета депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области от (дата) N ставка арендной платы для земельных участков малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов) установлена в размере 15 процентов.
Р.Р., арендатор земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Арендная плата за земельный участок рассчитывается исходя из кадастровой стоимости и процентной ставки арендной платы, утвержденной муниципальным органом местного самоуправления. Она обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что (дата) заключила договор аренды земельного участка, расположенного в (адрес). Размер арендной платы за участок составлял *** рублей в год, из расчета кадастровой стоимости земельного участка умноженной на ставку арендной платы. До принятия решения действовало постановление (адрес) от (дата) N-п, где ставка арендной платы для (адрес) 9 Января была установлена в размере 0,61 процента от кадастровой стоимости.
В связи с вступлением в силу оспариваемого нормативного правового акта она с 01 сентября 2015 г. обязана уплачивать арендную плату в размере 15 процентов от кадастровой стоимости. Размер арендной платы увеличился в 25 раз и составил *** рублей в год.
Ставка арендной платы в размере 15 процентов для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов), по мнению истца, противоречит федеральному законодательству, а именно п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от (дата) N "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ... ", поскольку не соответствует установленным федеральным законодательством принципам. А именно:
- принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
Р.Р. просила признать не действующим п. 2.1 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от (дата) N.
В судебном заседании представитель административного истца Ю.В. поддержала заявленные в административном иске требования, указав также, что при принятии оспариваемого решения не был соблюден принцип экономической обоснованности.
Представитель Совета депутатов Оренбургского района Оренбургской области Н.В. с исковыми требованиями не согласились, просила в их удовлетворении отказать, по мнению представителя, так как оспариваемое постановление издано в соответствии с действующим законодательством.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Губарева О.А. в своем заключении указала на обоснованность заявленного административного иска и просила требования удовлетворить.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Р.Р. подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что 11 августа 2015 г. Советом депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области принято решение N 602 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район".
Пунктом 1 указанного решения Совета депутатов утверждены значения ставок арендной платы за использование земельных участков согласно приложению. В подпункте 2.1 пункта 2 приложения установлена ставка арендной платы в процентах для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) в размере 15 процентов.
Решение Совета депутатов было опубликовано в газете "Сельские вести", N, от (дата) и вступило в законную силу (дата)
Р.Р. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 56:21:1201004:1125, расположенным в (адрес), с. 9 Января, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Арендная плата за указанный земельный участок административному истцу с 01 сентября 2015 г. начисляется исходя из ставки 15 процентов, установленной оспариваемым решением Совета депутатов.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).
Проверяя доводы административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения был нарушен принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев установления арендной платы за землю, а также принцип принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, суд приходит к следующему.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем 2 раза размер земельного налога, как следует из постановления N 582, предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок.
Поскольку в рассматриваемом случае установление ставки арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, у суда нет оснований для признания доводов истца о противоречии оспариваемой нормы названному принципу обоснованным.
Пункт 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривают исчерпывающий перечень случаев, когда размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. В иных случаях законодательство не содержит запрета на установление арендной платы за земельные участки и ставки арендной платы за них в размере, превышающем земельный налог или ставку земельного налога.
Административный истец и предоставленный ему в аренду земельный участок не подпадают под действие названных норм, ограничивающих размер арендной платы размером земельного налога. Поэтому довод о несоблюдении принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, для земельных участков, передаваемых в аренду под малоэтажное жилищное строительство, ошибочен.
Вместе с тем, к основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке.
Порядок определения арендной платы на территории Оренбургской области установлен постановлением Правительства Оренбургской области от 24 февраля 2015 г. N 110-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов", где пунктом 1 утвержден порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области, предоставленных в аренду без торгов, а в пункте 4 рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области до 1 сентября 2015 года разработать и утвердить в установленном порядке значения ставок арендной платы согласно пункту 5 Порядка в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Из изложенного следует, что при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, органы местного самоуправления должны руководствоваться принципами определенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 и учитывать государственное регулирование тарифов.
Как следует из пояснительной записки к проекту решения Совета депутатов МО Оренбургский район (л.д.37) при разработке проекта оспариваемого решения были изучены общероссийская практика, учтены размеры кадастровой стоимости земельных участков, мнение глав сельских поселений района, в результате чего предложено утвердить одну уравнительную ставку арендной платы дифференцируя её только в зависимости от разрешенного использования земельного участка.
Доказательств того, что при разработке проекта решения Совета депутатов Оренбургского района проводилось какое-либо экономическое исследование или анализ доходности земельных участков, оценка факторов, которые влияют на доходность земельных участков, оценка потребительского спроса, обеспеченность территорий коммунальными услугами, связью, развитие социальной инфраструктуры или другие факторы, которые легли в основу для увеличения ставки, в суд не представлено.
Пояснительная записка, как документ, приложенный к проекту решения Совета депутатов "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район" какого-либо экономического обоснования, почему для аренды земель малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов) установлена ставка именно в размере 15 процентов, не содержит.
Ссылка в пояснительной записке на изучение общероссийской практики суд считает несостоятельной, поскольку в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 582 ", арендная ставка в отношении земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных составляет 0,6 процента. Ставки для аналогичного вида разрешенного использования земельных участков в других муниципальных образованиях (адрес) значительно ниже, 15 процентов, так в (адрес) эта ставка составляет 0,30 процента, (адрес) - 0,33 процента, (адрес) - 2,99 процента). Вместе с тем, более высокая ставка арендной платы должна быть экономически обоснованной.
Изменение Советом депутатов оспариваемой ставки арендной платы за земельные участи, повлекшее для истца увеличение арендной платы более чем в 25 раз без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении ее размера, свидетельствует о нарушении положений Постановления Правительства Российской Федерации от (дата) N 582, имеющего большую юридическую силу, следовательно, требования административного иска Р.Р. подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что решение Совета депутатов применялось в течение определенного времени, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его недействующим в части со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое Р.Р. удовлетворить:
признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2.1 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от (дата) N "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Оренбургский район", которым утверждена ставка арендной платы для малоэтажной застройки (индивидуального жилищного строительства, размещение дачных домов и садовых домов) в размере 15 процентов.
Возложить на Совет депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете "Сельские вести" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В.Хакимова
Полный текст решения изготовлен (дата).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.