Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 18 июля 2016 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 18 июля 2016 года начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егоров Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50тыс. руб.
Решением судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 августа 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Егоров Ю.В. просит отменить названные акты, считает их незаконными и необоснованными.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения Егорова Ю.В. и его защитника Ивановой Н.Е., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике ФИО1 прихожу к следующему.
Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 данной статьи при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из материалов дела, 31 марта 2016 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интерет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг размещен отчет Межрайонной ИФНС N 3 по Чувашской Республике об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, подписанный электронной подписью начальника Межрайонной ИФНС N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики на предмет соблюдения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановлением заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики советником юстиции Дмитриевой Е.Н. 05.07.2016 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В. по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 18 июля 2016 года начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егоров Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50тыс. руб.
Основанием для привлечения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что согласно данным, размещенным на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг фактически в 2015 году Межрайонной ИФНС N 3 по Чувашской Республике осуществлены 3 закупки у субъектов малого предпринимательства на сумму 284832,79 рублей, что составляет 6,6 % от совокупного годового объема закупок в 2015 году, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе в размере 4296,1 тыс. рублей, а не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
При этом в разделе III отчета за 2015 год, размещенном на сайте 31.03.2016, в качестве контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ИФНС ошибочно были указаны реестровые номера N 011510000231500018, N 1210400505315000010.Указанный номер присвоен извещению о проведении запроса котировок N 0115100002315000018, опубликованному на сайте 12.11.2015, по результатам которого заключен государственный контракт на сумму 81700,00 рублей. Также ошибочно включен в отчет реестровый номер 1210400505315000010, опубликованный 23.05.2015, по которому заключен государственный контракт с ФГУП "Почта России" на сумму 200000,00 руб.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе извещение, о проведении электронного аукциона N0115100002315000010, опубликованное 23.05.2015, ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации, не устанавливалось, проводилось на общих основаниях.
Также установлено, что закупка по государственному контракту, имеющему уникальный номер реестровой записи 1210400505315000010 осуществлена у единственного поставщика. Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень способов осуществления закупок у субъектов: малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений). Закупка у единственного поставщика данным перечнем не предусмотрена.
Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (http://zakunki.aov.ru) сведений об иных осуществленных в 2015 г. Межрайонной ИФНC N3 по Чувашской Республике закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в извещении о проведении которых в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не содержал.
Согласно уточненному отчету Межрайонной ИФНС N 3 по Чувашской Республике об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, размещенному Инспекцией 26 июля 2016 года, совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, за 2015 год составляет 5039,6 тысяч рублей.
Общий объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, составляет 3094,9 тысяч рублей (ранее в отчете от 31.03.2016 составлял 743,50 тыс. рублей).
Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи составляет 1944,7 тысяч рублей (5039,6 тыс. рублей - 3094,9 тыс. рублей).
Согласно пункту 4 раздела II уточненного отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Инспекция в 2015 году обязана осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций закупки не менее 291,7 тысяч рублей (1944,7*15%).
Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленный Заказчиком в 2015 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включен в уточненный отчет в пункт 7 раздела II, размещенный на официальном сайте Российской Федерации Госзакупки (http://zakupki.gov.ru) составляет 457,5 тысяч рублей, что составляет 23,53%.
Таким образом, Инспекцией выполнены требования части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 - 1.3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Административная ответственность за нарушение требований составления и размещения в единой информационной системе отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В связи с тем, что Егоров Ю.В., будучи должностным лицом, ответственным за разработку и размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, не обеспечил соблюдение требований по размещению отчета и допустил нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, он подлежит административной ответственности по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного решение судьи от 30 августа 2016 года подлежит изменению путем переквалификации совершенного Егоровым Ю.В деяния с части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1.4 данной нормы, а также путем снижения размера ранее назначенного административного штрафа до 15 тыс. рублей.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 18 июля 2016 года и решение судьи Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 30 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике Егорова Ю.В. изменить, действия Егорова Ю.В. переквалифицировать с ч.11 статьи 7.30 КоАП РФ на ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15тыс. рублей.
В остальной части указанные выше решения оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.