Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Сенотрусовой И.В., Федоровой Г.И.,
при секретаре Никитченко С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зыгбиной Д.Д. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 августа 2016 года по исковому заявлению Зыгбиной Д. Д. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности восстановить в списках граждан, подлежащих переселению с территории закрытых военных городков.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зыгбина Д.Д. обратилась в суд с названным иском, указав, что 13.05.2009 она, ее мать и сын как члены семьи умершего военнослужащего ФИО1 были признаны участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, состояли на учете по переселению из закрытых военных городков, находящихся на территории Сибирского военного округа. В июле 2011 года Сибирское квартирно-эксплуатационное управление (территориальное) передало ответчику список граждан, состоящих (ранее состоявших) на учете по переселению закрытых военных городков.
В настоящее время ответчик отказывает истице и членам ее семьи в предоставлении субсидии или выдаче ГЖС в виду того, что в 2011 года военный городок ст. Бада, где они проживают, утратил статус закрытого. Истица считает отказ незаконным, так как исключение военного городка из перечня закрытых не может повлечь утрату возможности реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка, поскольку они до этого моменты были признаны нуждающимися в получении ГЖС на указанных условиях и не реализовали свое право по независящим от них причинам.
На основании изложенного Зыгбина Д.Д. просила суд признать отказ ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Зыгбиной С.Д. и членам ее семьи - Зыгбиной Д.Д. (истец) и Зыгбину З.Д. в участии в программе "Жилище" на отселение граждан из закрытого военного городка незаконным, необоснованным и нарушающим права семьи на жилье; возложить на начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ восстановить нарушенное право членов семьи Зыгбиной С.Д., Зыгбиной Д.Д. и Зыгбина З.Д. на участие в подпрограмме "Жилище", восстановить в списке граждан, состоящих на учете по переселению закрытых военных городков.
Решением суда от 22.08.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Зыгбина Д.Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, и удовлетворить иск. Считает ошибочным вывод суда о том, что в связи с исключением указанного военного городка из перечня закрытых в 2011 году истец утратила право на получение ГЖС, поскольку основанием, дающим право на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, являлось наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка. Суд не принял во внимание, что истец признана нуждающейся в получении ГЖС до момента исключения военного городка из перечня закрытых, и по независящим от истца причинам она не была обеспечена жилищным сертификатом. Приводит доводы, аналогичные изложенным в иске.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В заседание суда апелляционной инстанции Зыгбина Д.Д., представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ не явились, о рассмотрении жалобы извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, письменные доказательства, причину неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Зыгбина Д.Д. зарегистрирована по "адрес", проживает в жилом помещении, расположенном по "адрес", общей площадью 53,69 кв.м., предоставленном ее матери Зыгбиной С.Д. на основании договора с условиями краткосрочного найма служебного жилого помещения N от 25.06.2015 на срок до 25.06.2018, заключенного с Министерством обороны России в лице ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ.
В указанное жилое помещение также вселился сын истца - Зыгбин З.Д., который имеет регистрацию по "адрес".
Зыгбина С.Д. зарегистрирована по месту пребывания "адрес", с 10.07.2015 по 25.06.2018.
Суд установил, что ранее Зыгбина Д.Д., Зыгбина С.Д. и Зыгбин З.Д. проживали в жилом помещении по "адрес", предоставленном Зыгбиной С.Д. на основании найма служебного жилого помещения N от 11.07.2006, в котором она имеет постоянную регистрацию с 17.08.1989. Из указанного жилья в связи с его неудовлетворительным состоянием они были переселены по "адрес".
Как следует из материалов дела, с 13.05.2009 Зыгбина С.Д. была признана участником подпрограммы, т.к. проживала в закрытом военном городке - ст. Бада.
Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р "О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ" военный городок N 1, место дислокации - ст. Бада, Хилокский район, Забайкальский край, исключен из списка закрытых военных городков.
В ответе ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 22.05.2015, адресованном Зыгбиной Д.Д., было указано об отсутствии оснований для выдачи ГЖС в виду утраты военным городком статуса закрытого. Решение ее и ее семьи жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст. 49-51 Жилищного кодекса России через органы местного самоуправления.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года", ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, Порядком формирования списков состоять на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденным приказом Минобороны РФ от 10.06.2006 N 215.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Зыгбиной Д.Д., суд исходил из того, что распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р военный городок N, место дислокации - "данные изъяты", исключен из списка закрытых военных городков, в результате чего право истицы на получение ГЖС утрачено.
Судебная коллегия не находит оснований для признания этого вывода неверным, поскольку он основан на нормах действующего закона и обстоятельствах дела.
Порядок выдачи государственного жилищного сертификата определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1997 N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 02.11.1997 N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 года принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента Российской Федерации от 28.01.1998 N 102 "О президентской программе "Государственные жилищные сертификаты" Программе придан статус президентской.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).
Действующей в настоящее время редакцией указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (подпункт "б" пункта 5).
Согласно пункту 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в частности, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в п. 2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными Правилами.
Таким образом, право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам, а, следовательно, в данном случае право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано заявителем лишь до исключения указанного военного городка из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Учитывая изложенное, при разрешении настоящего дела суд обоснованно исходил из того, что основанием, дающим гражданину право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Правил условия, не только при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося (включении в программу), но и на момент реализации права.
В апелляционной жалобе истцом не приведены обстоятельства, которые могли бы быть признаны основанием для отмены решения суда. Жалоба не содержит указания на допущенные судом нарушения норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив исковые требования в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 22 августа 2016 года по исковому заявлению Зыгбиной Д. Д. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности восстановить в списках граждан, подлежащих переселению с территории закрытых военных городков, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Разуваева Т.А. Судьи Сенотрусова И.В. Федорова Г.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.