Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Романовой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
административное исковое заявление прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Положения о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2016 N 1163
установил:
23 мая 2016 года Главой Республики Саха (Якутия) издан Указ N 1163 "Об учреждении премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия)"), опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 мая 2016, а также в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 19, 31 мая 2016, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 16, 31 мая 2016.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Положения о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия) (далее - Положение), утвержденного названным выше нормативным правовым актом.
В обоснование заявления указано, что оспариваемое Положение по сути регулирует организацию публичного конкурса, при этом в нарушение статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт не определяет такие существенные условия проведения конкурса, как критерии оценки достижений, вкладов конкурсного отбора лучшего командира, комиссара и бойца студенческого отряда, порядок их оценки, а также не содержит порядок и сроки объявления результатов конкурса. По мнению прокурора, такая редакция нормативного правового акта предоставляет широту дискреционных полномочий, устанавливает неопределенные требования, указывает на юридико-лингвистическую неопределенность, что, в свою очередь, оценивается как коррупциогенные факторы, предусмотренные пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
В судебном заседании прокурор Андросова Ю.А. требования поддержала, просит признать оспариваемое Положение противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части отсутствия в нормативном правовом акте критериев оценки достижений, вкладов конкурсного отбора лучшего командира, комиссара и бойца студенческого отряда, порядка их оценки; порядка и сроков объявления результатов конкурса.
Представитель административного ответчика Главы Республики Саха (Якутия) Кривошапкина Т.И., действующая на основании доверенности от 05 апреля 2016 года N ... , в судебном заседании с административным исковым заявлением прокурора не согласилась, считает заявленные требования необоснованными.
Указывает на то, что Положение в данном случае регулирует отношения, связанные с поощрением граждан из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), при этом проведение соответствующего конкурса между претендентами проводится не по правилам главы 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как публичный конкурс для осуществления премирования бойцов студенческих отрядов не объявляется. Ссылается на то, что присуждению премии не предшествует специальное задание, которое обязаны исполнить участники конкурса в порядке соревнования, поскольку претенденты на получение премии изначально обладают определенными качествами, данными и достижениями, необходимыми для участия в конкурсном отборе.
Также полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит положения, определяющие условия и критерии отбора претендентов на премию, порядок оценки результатов конкурса и порядок объявления результатов конкурса.
Просит в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора о признании недействующим в части оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
23 мая 2016 года Главой Республики Саха (Якутия) издан Указ N 1163 "Об учреждении премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Положением о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия)"), опубликованный на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 мая 2016, а также в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 19, 31 мая 2016, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 16, 31 мая 2016.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, статьей 9 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 373-З N 759-III "О Главе Республики Саха (Якутия)" предусмотрены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по изданию указов (постановлений) и распоряжений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 68 Конституции Республики Саха (Якутия) и часть 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 373-З N 759-III "О Главе Республики Саха (Якутия)" наделяют Главу Республики Саха (Якутия) статусом высшего должностного лица Республики Саха (Якутия), возглавляющего исполнительную власть республики.
По правилам пунктов 1и 2 части 2 статьи 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 года 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" расходные обязательства Республики Саха (Якутия) возникают в результате, в частности:
1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), а также заключения Республикой Саха (Якутия) (от имени Республики Саха (Якутия)) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Республики Саха (Якутия) полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
2) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), а также заключения Республикой Саха (Якутия) (от имени Республики Саха (Якутия)) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Республики Саха (Якутия) полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частями 1 и 2 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2014 года 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" установлено, что государственные программы Республики Саха (Якутия) (далее - государственные программы), порядок их разработки и реализации, а также перечень государственных программ утверждаются Главой Республики Саха (Якутия).
Указом Президента РС(Я) от 24 февраля 2014 года N 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы".
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2015 года 1539-З N 635-V "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год" утверждено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям государственных программ и группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на реализацию государственных программ и подпрограмм Республики Саха (Якутия) на 2016 год согласно приложению 8 к настоящему Закону.
Названное приложение содержит, в частности, указание на распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям расходов на реализацию семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы.
Судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят в целях осуществления государственной программы Республики Саха (Якутия) "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2014 года N 2511. Данная государственная программа содержит, в том числе и такие задачи, как вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов. При этом предусмотрено, что финансирование программных мероприятий названной государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов. Общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2019 годы составляет 1 376 090,6 тыс. руб. по базовому варианту и 2 151 548,0 тыс. руб. по интенсивному варианту.
Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Главой Республики Саха (Якутия) как высшим должностным лицом Республики Саха (Якутия), возглавляющим исполнительную власть субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (пункт 1).
Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (пункт 2 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации). Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса (пункт 4 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2016 года N 1163 учреждена премия Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия) независимо от их организационно-правовой формы и принято оспариваемое Положение.
Из содержания Положения следует, что данный нормативный правовой акт направлен на стимулирование и повышение социальной значимости деятельности студенческих отрядов в Республике Саха (Якутия), а соответствующая премия Главы Республики Саха (Якутия) является признанием трудового вклада студенческой молодежи в социально-экономическое развитие республики и является стимулированием гражданской активности студенческой молодежи.
Выплата премий, как установлено пунктом 4 Положения, осуществляется Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) по результатам конкурсного отбора в пределах средств, предусмотренных в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) 24 февраля 2014 года N 2511 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы".
Пунктом 5 Положения право выдвигать претендентов на конкурсный отбор предоставлено молодежным общественным организациям.
Согласно пункту 6 Положения для участия в конкурсном отборе допускаются студенты очной формы обучения образовательных организаций высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, соответствующие следующим условиям:
является командиром студенческого отряда не менее двух трудовых сезонов;
является комиссаром студенческого отряда не менее двух трудовых сезонов;
является бойцом студенческих отрядов не менее двух трудовых сезонов.
Из содержания пункта 9 Положения следует, что конкурсный отбор для лучшего командира и лучшего комиссара студенческого отряда производится по таким критериям, как наличие сертификата о прохождении обучения в Республиканской школе командиров и комиссаров студенческих отрядов; личные достижения и достижения отряда в мероприятиях (спортивные, культурные, социальные), проведенных в проработанном трудовом сезоне; наличие отчета о деятельности отряда за проработанный трудовой сезон; внедрение новых направлений по улучшению досуга студенческого отряда; личный вклад и общественное признание в развитии студенческих отрядов. Для лучшего бойца студенческого отряда критериями конкурсного отбора той же правовой нормой названы общественная активность; трудовые достижения за проработанный трудовой сезон; успехи и достижения в учебе.
По правилам пункта 10 Положения Министерство, в частности, объявляет конкурсный отбор в сети "Интернет" на официальном сайте Министерства не позднее 1 августа текущего года; создает конкурсную комиссию из представителей органов власти, общественных организаций, утверждает ее состав и Положение о комиссии; извещает о результатах конкурсного отбора его победителей и участников.
Пунктом 11 Положения установлены сроки предоставления конкурсной документации со стороны молодежных общественных организаций, определен перечень предоставляемых материалов.
Приказом Министерства от 20.09.2016 г. N 267-ОД утверждены состав и Положение о конкурсной комиссии по рассмотрению заявок и определению победителей на получении премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия).
Вышеприведенные положения нормативного правового акта в совокупности указывают на то, что предоставление премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия) осуществляется в рамках публичного конкурса, проводимого в порядке главы 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок организации публичных конкурсов. Так, оспариваемый нормативный правовой акт, по сути, объявляет публичный конкурс, поскольку посредством публикации в сети Интернет содержит предложение организатора конкурса принять в нем участие соответствующему кругу лиц по представлению молодежных общественных организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации в объявлении о публичном конкурсе в данном случае содержатся такие необходимые условия, как существо задания, критерии оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форма награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Суд не может согласиться с доводами представителя Главы Республики Саха (Якутия) о том, что присуждение премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия) не регулируется положениями главы 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление премии не обусловлено выполнением участниками конкурса специального задания в порядке соревнования, и при этом претенденты на получение премии изначально обладают определенными качествами, данными и достижениями, необходимыми для участия в конкурсном отборе.
В данном случае суд руководствуется положениями пунктов 1 и 2 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которых по итогам проведения публичного конкурса победителю выплачивается денежное вознаграждение или выдается иная награда как за лучшее выполнение работы, так и за достижение иных результатов, при этом обязательным правилом проведения такого конкурса является его направленность на достижение общественно полезных целей.
Из приведенных выше правовых норм регионального законодательства усматривается, что премия Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия) присуждается за личные трудовые и общественные достижения в рамках деятельности студенческих отрядов, направлена на стимулирование и повышение социальной значимости деятельности студенческих отрядов в Республике Саха (Якутия), вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, то есть преследует задачи, имеющие общественное значение.
Тем самым оспариваемое Положение предусматривает выплату награды за лучшее достижение претендента в трудовой и общественной деятельности студенческих отрядов по определенным критериям, для чего предполагает сопоставление сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых разными лицами, и выбора одного из них, что, в свою очередь, отвечает характеристикам публичного конкурса.
Между тем, названный нормативный правовой акт вопреки требованиям пункта 4 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит четкие и ясные критерии оценки результатов работы или иных достижений претендентов, а также не определяет порядок и сроки объявления результатов конкурса. Данные моменты не урегулированы и Положением о конкурсной комиссии по рассмотрению заявок и определению победителей на получении премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия).
Приведенные обстоятельства указывают на то, что содержание оспариваемого нормативного правового акта характеризуется широтой дискреционных полномочий, выражающейся в отсутствии или неопределенности сроков, отсутствием или неполнотой административных процедур, наличием завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права в виде установления неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, а также юридико-лингвистической неопределенностью. Перечисленные признаки в их совокупности указывают на наличие в оспариваемых положениях регионального законодательства коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами "а" и "ж" пункта 3, подпунктами "а" и "в" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96.
На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора о признании оспариваемых правовых положений регионального законодательства недействующими, так как отсутствие в нормативном правовом акте, регламентирующем проведение публичного конкурса, необходимых условий, прямо предусмотренных пунктом 4 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству и является неполнотой административных процедур, которая свидетельствует о неопределенности содержания правовой нормы и не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможности злоупотребления правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 17 июня 2004 года N 12-П и от 29 июня 2004 года N 13-П.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца, и признании названных оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Положения о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2016 N 1163 удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Положение о премии Главы Республики Саха (Якутия) лучшим бойцам студенческих отрядов Республики Саха (Якутия), утвержденное Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2016 N 1163, в части отсутствия в нормативном правовом акте: критериев оценки достижений, вкладов конкурсного отбора лучшего командира, лучшего комиссара и лучшего бойца студенческого отряда, порядка их оценки; порядка и срока объявления результатов конкурса.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Главой Республики Саха (Якутия) в тех же средствах массовой информации, в которых был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение изготовлено в окончательной форме 18.11.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.